Страницы

суббота, 30 января 2016 г.

Записки прихожанина
(О грубости в Церкви)
                          Олег Рыжков

В наше время очень часто можно услышать недоуменный вопрос: «Зачем ходить в церковь? Бог в душе есть и ладно, тем более все попы только деньги гребут лопатами…
В церковь придешь, там на тебя зашипят, оскорбят, кучу замечаний выскажут. Что там делать?» Или еще что – то в таком духе.

Однажды в разговоре с одной женщиной мне пришлось услышать жалобы на молодого священника, мол, пришла на исповедь, а он начал допрашивать и хвастаться: «Ты не молишься, а я молюсь, ты не постишься, а я пост, строгий соблюдаю…», поучать начал надменно так, знаете. В общем, обиженная женщина ушла, не исповедавшись, и не причастившись святых тайн. Конечно, она себе навредила, а не молодому, неопытному батюшке. Но жалобы, действительно есть, и на надменность, даже грубость священников и «добрых» бабушек к тем, кто пришел получить в церкви утешение, сострадание и участие. Знаю некоторых, кто отвернулся от Церкви, из за этого. Что тут можно сказать?
Есть такая беда. Слышал хорошее, на мой взгляд, выражение от одного батюшки: «Бабушки в наших храмах, это наша беда и наше счастье». С одной стороны на них все церковное хозяйство, да и порядок держаться (не видел не одной молодой девушки стоящей на свечах, поливающей церковный огород или моющей храм перед праздником, за очень редким исключением детей из действительно православных семей, или учеников воскресных школ), строгость правил в храме тоже бабушками блюдется. Они следят, чтобы ни кто не заходил в храм в непристойном виде, например, или громко не разговаривал. Но с другой стороны могут и грубо оттолкнуть, одернуть, или отругать человека, который вообще первый раз в своей жизни зашел в храм и что – то не так сделал. Бывают, действительно, злые ворчуньи, которые по делу, и не по делу высказывают всем замечания. Ворчат, дергают, подсказывают с каким – то неистовством…, всякое бывает. И батюшки разные бывают. Попадаются и грубые, и надменные и несправедливые. Проповеди такого священника, по любому поводу, очень длинны и нравоучительны, но в отношениях с подчиненными и простыми людьми он груб и невежественен. Может наорать на кого угодно, швырнуть бумаги на пол, оскорбить и т. д. Один раз такому священнику сделали замечание и сказали: «Батюшка, где ваша любовь?» На что этот «врачеватель душ» крикнул: «Ну, нет у меня любви, нет, что теперь!?» А то, что любовь – то есть, но разборчивая. Например. С власть - имущими, теми, кто дает такому настоятелю деньги, священнослужитель очень любезен и корректен, что естественно. То есть человек знает, на кого можно кричать, и кого унижать, а кого нет. Но таких батюшек, на самом деле, единицы. Исключения из правила. И они тоже даются нам по попущению Божьему, для вразумления, или терпения, или еще чего, но, что поведение этих священников, ни в коем случае, не оправдывает. Слава Богу, наши православные священнослужители, в основном настоящие, добрые и порядочные батюшки. И Церковь не становится, менее свята от поведения отдельных людей. И мы, прихожане тоже разные бываем. Нервные и добродушные, богатые и бедные, злопамятные и отходчивые, всякие. И вот здесь мы подходим к самому главному. Ради чего все это? Зачем же тогда Церковь? Зачем в нее ходить, если там происходит тоже, что и в мире?

Тоже, да не тоже. Давайте разберемся. Сразу скажу, здесь мы ни чего нового не откроем, а просто коротко повторим то, что уже давно обозначили святые отцы. Церковь свята. Свята не сама по себе, но свята Господом Богом нашим Иисусом Христом. Именно Он ее Царь, Руководитель, и освящает ее своей святостью. Уберем Бога из Церкви, и она превратится в обыкновенную человеческую партию, типа «КПСС», которой, кстати, и пытались подменить Бога и Церковь. Что из этого вышло, мы все прекрасно знаем. Мы видим, сейчас, фактический отказ от христианства в Европе и Америке. Последствия этого (легализация однополых браков, наркотиков, продажи оружия, эвтаназии, поддержка государством абортов и медицинских экспериментов с убиенными младенцами, потребительские идеалы, массовое закрытие храмов, бунты и т. д.), мы, частично ощущаем уже и в России, так, как наше государство идет по их пути. Итак, Церковь свята только живым, единым Христом Богом. Если бы Его не было, все бы уже давно разрушилось, и Церковь не смогла бы выжить и сохраняться в первозданном виде 2000 лет, не смотря на все страшные гонения, расколы и смуты.
Но Церковь при своем единстве и святости, все же, состоит из двух частей. Небесной, торжествующей Церкви и земной, воинствующей Церкви. Это две части одного целого. В небесной торжествующей Церкви находятся, молятся за нас и торжествуют, вместе со Христом, все те, кто пройдя все земные испытания оказались достойными там быть. Это апостолы, святые отцы, мученики, и прочие праведники.
Земная же, воинствующая Церковь состоит из людей, ныне живущих и ведущих борьбу (войну) с грехом, прежде всего со своим, и как любой земной организм подвержена болезням и нестроениям самого общества. Ведь и священники, и мы с вами приходим в храмы не из облаков, а из семей, которые живут в современном обществе, и приносим с собой в Церковь все его болезни. Вот здесь очень важно понять - Церковь организм, состоящий из органов и членов. Органы и члены это мы с вами – грешные люди. И патриархи, и священники, и прихожане, все - грешные люди. Больные люди. Кто – то более болен, кто – то менее, но больны все, без исключения. Мы говорим о духовных болезнях. И в Церкви мы, все, на излечении. На излечении у кого, кто врач?.. Бог! Он единственный Врач. Чем же Он нас лечит? Данными нам Святыми Таинствами, а это, прежде всего – исповедь и причастие Тела и Крови Христовых (преобразованные в них - вино и хлеб) которые преподносятся нам через священнодействия священников на службах (Божественная литургия) в храмах (органах Церкви). Вот, собственно и все лекарство – исповедь и причастие. Ну, конечно же, и молитва, и добрые дела, и чтение свято - отеческой литературы, и Святого писания, что тоже является своего рода молитвой. Одно без другого не возможно. Но прежде всего исповедь и причастие. Читаем Евангелие: С того времени Иисус начал проповедовать и говорить: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» .Ев. Мф.(4; 17). Иисус же сказал им: «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день… Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне и Я в нем». Ев. Ин. (6; 53-54). 
Вот в чем заключается лекарство. Принятие Христа в себя, не образно, не аллегорически, а по - настоящему. Он, Сам Собой, Своей Святостью, невидимым огнем неопаляющим нас, но попаляющим грехи наши, очищает каждого из нас, как и всю Церковь, того, кто Его принимает с верой и упованием на Него. Это и есть величайшее Святое Таинство таинств, врачующее наши души и спасающее нас от смерти. Бог нас лечит и спасает. Мы будем воскрешены. И после смерти телесной тоже будем продолжать жить с Богом, если будем стараться, чего же нам еще надо. 
И причем здесь тогда злые бабушки, нервные прихожане и деспоты – священники? Не они нас лечат и спасают, не к ним мы приходим в Церковь, не у них просим прощения на исповеди, и не у них ищем утешения в скорбях и немощах наших. У Бога. А они сами больные. Их самих надо утешать и за них молиться, чтобы они были, работали, служили. И чтобы через них, священников, как служителей Божьих, может быть и нерадивых, и злых, мы получали прощение, излечение и спасение от Господа нашего Иисуса Христа. А они сами перед Богом ответят за себя. Очень важно понять, что священник, конечно очень образно, своего рода, кассир, который раздает выданные ему ценности, предназначенные для работников. Мы же не будем отказываться от зарплаты на заводе, где работаем, только потому, что кассир, который выдает деньги непорядочный, по нашему мнению, человек, косо на нас посмотрел, или нам нагрубил? То же самое и здесь. Мы пришли молиться Богу, просить и получить у Него прощения, работать для него, и почему мы должны отказываться от этого, если кто – то на нас шипит (может, кстати, и правильно), или грубит. Самое главное чтобы мы сами не шипели и не грубили. «Аз есмь самый грешный», - вот что должно руководить нами, когда мы идем в храм. А если мы говорим: «Не пойду в Церковь, потому, что там злые старухи, и грубый батюшка», значит мы очень далеко от Церкви и от Бога. И ищем мы тогда не Бога, а человеческой правды. А ее нет. Сказано – всяк человек ложь.
Принимаемые же Таинства действительны от любого священника – грубого, или доброго, при условии, что он православный, рукоположенный православным епископом, и им правильно соблюдено чинопоследование. Вообще, как нас учат святые отцы, священника, или духовного отца и храм мы можем себе выбирать, присмотревшись, или посоветовавшись с более опытными прихожанами. Лучше ближе к дому, но не обязательно. Нельзя бегать от одного к другому, это не полезно. Но выбирать можно и нужно, по сердцу. Что же касается грубости то, независимо от того, кто вы: священнослужитель, прихожанин, президент, или архиерей, нужно всегда и всем нам руководствоваться двумя заповедями Христовыми: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим» и «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» Ев. Мф. (22; 37 -38). 

  http://forum.pravmir.ru/showthread.php?t=3177

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Ваше мнение?