Страницы

воскресенье, 16 октября 2016 г.

ЕПИСКОП
КИНЕШЕМСКИЙ
АРСЕНИЙ 
(ТИМОФЕЕВ  АПОЛЛОН  ПЕТРОВИЧ)

В связи с празднованием в 2016 г. 150-летия Кинешемского викариатства продолжаем публикацию архивных материалов о Кинешемских епископах (Костромских викариях).



рукоположен 28.07.1911, с 30.07.1914 епископ Омский и Павлодарский.
Епископ Арсений родился 28 ноября 1865 года в Санкт-Петербурге в семье турецкого подданного, и при рождении был назван Алихан-бек-мурза. После смерти своего родителя, он принял русское подданство, на попечение Его Императорского Величества Государя Императора Александра II. Будущий епископ был окрещен в православие с наречением ему имени Аполлон, а полное имя ему дано — Аполлон Петрович Тимофеев (по имени крестного его отца — Петра Ивановича Тимофеева). Учился он в Императорском Гатчинском сирот-
ском институте, по окончании которого поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию. В 1890 году окончил курс академии. Кандидат богословия. Постриженник Санкт –Петербургской Александро- Невской лавры. Монашество принял перед окончанием академии. Тогда же состоялось его назначение членом русской духовной миссии в Японию, где он трудился под руководством святителя Николая (Касаткина), великого миссионера Японских островов. В 1893 году, по возвращении в Россию назначен инспектором Холмско-Варшавской  духовной семинарии. В 1896 году, по возведению в сан архимандрита (Вологодского Спасо-Прилуцкого монастыря), был назначен ректором Вологодской духовной семинарии. В 1898 году был перемещен настоятелем церкви при императорском посольстве в Афинах. В 1900 году определен членом Санкт-Петербургского
духовного цензурного комитета. 14 июля 1902 года состоялась его хиротония во епископа Владимир-Волынского, первого викария Волынской епархии. С 25 августа 1906 года назначен епископом Сарапульским, вторым викарием Вятской епархии. 21 января 1909 перемещен в Астрахань и назначен управляющим Астраханским Иоанно-Предтеченским монастырем на правах настоятеля. За время своего служения на благо Церкви был награжден: в 1902 году орденом Св. Анны 2-й степени и в 1905 году орденом Св. Владимира 3-й степени. 8 сентября 1910 года по решению Св. Синода в Астраханской епархии учреждалось викариатство, и первым Астраханским викарием с наименованием его Царевским
становится епископ Арсений. Стремление учредить в Астраханской епархии викариатство существовало уже давно. Это было связано с исключительным положением Астраханской епархии, населенной по преимуществу
иноверцами — калмыками, казахами (киргиз-кайсаками) и татарами. Это создавало довольно сильное напряжение для местной православной миссии. Миссии противоламаистская и противомагометанская, лежавшие на плечах
Астраханского Кирилло-Мефодиевского миссионерского братства, требовали к себе особого внимания. Кроме того, в Астраханской епархии много внимания требовала к себе и миссия внутренняя — противорасколо-сектантская. Исходя из всего этого, проходивший в июне 1915 году в Казани Миссионерский съезд, основательно ознакомившись с данными Астраханской миссии, убежденно высказался за поручение заведования делом миссии и епархии особому епископу. Преосвященный Георгий (Орлов), епископ Астраханский и Енотаевский, горячо поддержал это мнение Миссионерского съезда и вошел с ходатайством в Св. Синод об учреждении в Астраханской епархии особой должности викарного
епископа с содержанием на местные средства и с рекомендацией на эту должность Управляющего Астраханским Иоанно-Предтеченским монастырем епископа Арсения (Тимофеева). Таким образом, было учреждено Царевское викариатство. Месторасположение викариатства также имело особое миссионерское значение, так как территория Царевского епархиального округа была в значительной степени населена сектантами, а также казахами-мусульманами (территория так называемой Букеевской орды с исключительно мусульманским населением). По назначении епископом Царевским — викарием Астраханской епархии, епископ Арсений пожелал ознакомиться с вверенным ему уездом, церквами, школами, причтами и религиозно-нравственным состоянием
прихожан и с благословения Преосвященного епископа Георгия (Орлова) отбыл в Царевский уезд. За три недели своего путешествия владыка Арсений объездил все села и хутора Царевского уезда, доступные для путешествия осенью, совершил множество архиерейских служений в больших селах и городе Цареве, посетил все церковно-приходские и миссионерские школы, ознакомился с причтами церквей и прихожанами. Местная пресса писала: «Своею неутомимою службою, своею ласковостью и простотой, доступностью, своим гуманным обращением архипастырь оставил среди духовенства и пасомых самое лучшее воспоминание, как пастырь добрый, проникновенный, во все проницательный, ко всему предупредительный, со всеми добрый и ласковый, к нуждам и слабостям снисходительный и в то же время требующий от каждого работы и труда на Ниве Христовой, столь необходимых особенно в то время ослабления веры
и нравственности». Но заботы, первоначально возложенные на викарных епископов Астраханской епархии, скоро отошли на задний план, так как викарии, по сути своей, становились действительными помощниками правящих астраханских архиереев по управлению ввереной им епархии. Местопребыванием был назначен для викарных епископов Астраханский Иоанно-Предтеченский монастырь. Для викарных епископов Астраханской епархии был определен круг дел, которые ими рассматривались и окончательно решались, а также дела, которые рассматривались ими и с заключением передавались на решение правящего архиерея. Так к числу первых    относились:

1) председательствование в Комитете Православного Миссионерского общества;
2) текущие дела по Епархиальному попечительству и Эмиретальной кассе духовенства;
3) дела мужского и женского духовных училищ по экономической части, а равно и общежитий их;
4) о разрешении браков в дозволенных степенях родства и в других случаях, когда недостает желающим вступить в брак не более 1 года до узаконенных для
брака лет;
5) о назначении просфорен во все церкви епархии;
6) о присоединении иноверцев к православной церкви, о крещении детей иноверцев, а также о крещении язычников, евреев и магометан;
7) о дозволении псаломщикам вступать в брак;
8) увольнение псаломщиков в отпуск;
9) дела по Епархиальному дому призрения о бедных духовного звания;
10) выдача сборных книг во все церкви епархии, равно и разрешение сбора в Астрахани.

Ко второго рода делам относились:

1) все дела об охранении и распространении православия в епархии и о мерах против раскола и других религиозных заблуждений;
2) об открытии и закрытии существующих приходов и о перечислении прихожан от одной церкви к другой;
3) дела об утверждении церковных старост, соединенные со спором и пререканиями между причтами и прихожанами или другими, какими-либо лицами и местами;
4) о похищениях из церкви;
5) о проступках, о преступлениях лиц духовного звания и всех лиц епархиального ведомства против должности, благочиния и благоповедения;
6) окончательные решения Консистории по делам о браках незаконных и недействительных и о расторжении браков по разным причинам.

Пребывание епископа Арсения на кафедре викария Астраханской епархии завершилось 28 июля 1911 года; определением Св. Синода он был перемещен на Кинешемскую кафедру викарием Костромской епархии. 31 декабря 1912 года избирается почетным членом Костромского церковно-исторического общества.
30 июля 1914 года последовало распоряжение о назначении его на кафедру правящего епископа Омского и Павлодарского. 4 июня 1915 года епископ Арсений ушел на покой и проживал в Иоанно-Предтеченском монастыре Нижегородской епархии в г. Арзамасе и продолжал свое управление монастырем. Год смерти епископа Арсения неизвестен (предположительно 1917).
Восстановил православный монастырь на Дубенском острове, где столько лет подвизался угодник Божий преп. Иов и получил разрешение на устроение в честь преп. Иова особого крестного хода с чудотворной иконой Почаевской Божией Матери на Дубенский остров, по его мысли устроен особый храм во имя преп. Иова. Похоронен в Новодевичьем монастыре.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Ваше мнение?