Страницы

четверг, 14 января 2021 г.

Загадочная история картины... Георга Корницелиуса (1825-1898) "Искушение Христа"

 В христианской литературе встречаются несколько описаний внешнего вида Христа, в целом воспроизводя один и тот же основной тип. В живописи этот тип несколько видоизменялся согласно с развитием иконографии и под влиянием местных условий. Считается, что самое раннее описание принадлежит проконсулу Иудеи Публию Лентулу, предшественнику Понтия Пилата.
 В своём письме римскому сенату Лентул сообщает про Иисуса Христа: «Этот человек высок ростом, важен и имеет наружность, полную достоинства, так что внушает взирающим на него в одно и то же время страх и любовь. Волосы у него на голове гладкие, темноватого цвета (каштановые), падают с плеч прядями и разделены пробором посреди, по обычаю назореев. Лоб у него открытый и гладкий, на лице нет пятен и морщин, цвет лица слегка красноватый. Борода рыжая и густая, не длинная, но раздвоившаяся. Глаза голубые и необыкновенно блестящие. Стан его высок, руки прямы и длинны, плечи красивы. Речь его обдуманная, верная и сдержанная. Это прекраснейший из земнородных.» Весь стиль письма не соответствует посланию римского наместника и выдаёт его христианское происхождение, хотя определить точную дату его составления не представляется возможным. Сам документ обнаружен в латинском переводе в рукописи между сочинениями Ансельма Кентерберийского, архиепископа и богослова XI века, однако историки не сомневаются в его гораздо более раннем греческом происхождении. Также о прокураторе Иудеи по имени Публий Лентул неизвестно из других источников, а предшественником Пилата был Валерий Гратус. Похожее описание Христа дал константинопольский монах Епифаний[8] в «Житии Андрея Первозванного» (первая половина IX века):

Спаситель «былъ весьма прекрасенъ видомъ (какъ глаголетъ пророкъ (Пс. 44, 3): „красе́нъ добро́тою паче сыновъ человѣческихъ“), ростомъ же или тѣлеснымъ возвышеніемъ шести полныхъ футъ; русые имѣя волосы и не особенно густые, скорѣе напоминавшіе колосья; брови же черныя и не особенно согнутыя; очи свѣтлыя и блестящія (подобно тому, какъ разсказываетъ исторія о праотцѣ Его Давидѣ (I кн. Царствъ, XVII, 42): „той дѣтище бѣ, и черменъ и лѣпъ очима“ (Пс. 44, 3); подобно и Сей) красноокій, съ долгимъ носомъ, с русою брадою, имѣя длинные волосы — ибо никогда бритва не коснулась главы Его, ни рука человѣческая, кромѣ Матери Его, въ дѣтскомъ Его возрастѣ; съ легкимъ склоненіемъ выи, настолько, чтобы не вполнѣ прямо держаться Ему во весь ростъ; пшеничнаго цвѣта тѣла, лицо не круглое, но какъ у Матери Его, слегка съуживающееся къ низу, слегка покрывающееся румянцемъ, настолько, чтобы выказать благочтивый и разумный нравъ и кроткій обычай и во всемъ безгнѣвную благость, какую описало Слово незадолго въ Его Матери, ибо во всемъ Онъ Ей уподоблялся и приравнивался».

Ссылка

Вероятнее всего автор представленной здесь работы -- немецкий художник Георг Корницелиус (1825-1898). Картина называется "Искушение Христа". Она хранилась в Королевской национальной галерее в Берлине, но после 2-й Мировой войны исчезла. Цела ли она, и если цела, то где находится, до сих пор неизвестно.

О картине судят по ее фотографии, сделанной мюнхенским фотографом Францем Ханфштенглем. Этот снимок вошел в книгу о художнике, написанную Карлом Зибертом и изданную в Страсбурге в 1905-м с 30 художественными вклейками. Все иллюстрации черно-белые. Доподлинно не известно, в каких цветах первоначально было исполнено "Искушение...". 

Есть еще одна загадка с этой картиной. В Сети в основном представлен ее вариант с нимбом. Но на снимке в книге Зиберта за спиной Иисуса стоит Дьявол с черным крылом и пытается надеть корону на голову Христа. В варианте с нимбом все это записано (надо сказать, довольно аккуратно) так, словно никакого Дьявола и в помине не было. Что это -- второй авторский вариант? поздняя мистификация? Это  выяснить не удалось. (Александр Шкут)



Комментариев нет:

Отправить комментарий

Ваше мнение?