Спаситель «былъ весьма прекрасенъ видомъ (какъ глаголетъ пророкъ (Пс. 44, 3): „красе́нъ добро́тою паче сыновъ человѣческихъ“), ростомъ же или тѣлеснымъ возвышеніемъ шести полныхъ футъ; русые имѣя волосы и не особенно густые, скорѣе напоминавшіе колосья; брови же черныя и не особенно согнутыя; очи свѣтлыя и блестящія (подобно тому, какъ разсказываетъ исторія о праотцѣ Его Давидѣ (I кн. Царствъ, XVII, 42): „той дѣтище бѣ, и черменъ и лѣпъ очима“ (Пс. 44, 3); подобно и Сей) красноокій, съ долгимъ носомъ, с русою брадою, имѣя длинные волосы — ибо никогда бритва не коснулась главы Его, ни рука человѣческая, кромѣ Матери Его, въ дѣтскомъ Его возрастѣ; съ легкимъ склоненіемъ выи, настолько, чтобы не вполнѣ прямо держаться Ему во весь ростъ; пшеничнаго цвѣта тѣла, лицо не круглое, но какъ у Матери Его, слегка съуживающееся къ низу, слегка покрывающееся румянцемъ, настолько, чтобы выказать благочтивый и разумный нравъ и кроткій обычай и во всемъ безгнѣвную благость, какую описало Слово незадолго въ Его Матери, ибо во всемъ Онъ Ей уподоблялся и приравнивался».
Вероятнее всего автор представленной здесь работы -- немецкий художник Георг Корницелиус (1825-1898). Картина называется "Искушение Христа". Она хранилась в Королевской национальной галерее в Берлине, но после 2-й Мировой войны исчезла. Цела ли она, и если цела, то где находится, до сих пор неизвестно.
О картине судят по ее фотографии, сделанной мюнхенским фотографом Францем Ханфштенглем. Этот снимок вошел в книгу о художнике, написанную Карлом Зибертом и изданную в Страсбурге в 1905-м с 30 художественными вклейками. Все иллюстрации черно-белые. Доподлинно не известно, в каких цветах первоначально было исполнено "Искушение...".
Есть еще одна загадка с этой картиной. В Сети в основном представлен ее вариант с нимбом. Но на снимке в книге Зиберта за спиной Иисуса стоит Дьявол с черным крылом и пытается надеть корону на голову Христа. В варианте с нимбом все это записано (надо сказать, довольно аккуратно) так, словно никакого Дьявола и в помине не было. Что это -- второй авторский вариант? поздняя мистификация? Это выяснить не удалось. (Александр Шкут)
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Ваше мнение?