Информация о конкурсе «Лето Господне»
По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Издательский Совет Русской Православной Церкви проводит второй сезон Международного детско-юношеского литературного конкурса имени Ивана Шмелева «Лето Господне».
На конкурс принимаются литературные творческие работы. Ценность таких сочинений в том, что они помогают реализовать творческий потенциал авторов и отражают жизненную философию подрастающего поколения. А сам процесс сочинительства и изложения развивает креативные способности, самостоятельность мышления, навыки правописания, воспитывает читательский интерес и культуру чтения.
Чтобы принять участие в конкурсе, школьники обязательно обратятся к Книге, а значит, приобщатся к могучему хранилищу духовной традиции отечественной культуры.
Тематические направления конкурса предполагают знакомство с историческими материалами, древнерусскими текстами, классическими и современными литературными произведениями, отражающими систему православных ценностей. Главная задача педагогов, наставников и родителей – помочь детям в правильном выборе. Ведь для подрастающего поколения эти книги станут не только источником новых знаний, но и верными спутниками в нравственных исканиях, надежной опорой в период духовного становления и на всем жизненном пути.
Осмысление прочитанного, изложение возникших собственных мыслей и чувств в форме литературной творческой работы будут способствовать формированию у детей и подростков системы православных духовно-нравственных ценностей, основанных на принципах любви, жертвенности, отваги, самоотверженного труда и верного служения на благо Отечества. Преображающий свет памяти, любви и целебное тепло семейного очага – вот главные составляющие успеха в нашем конкурсе.
Конкурс проходит в два этапа в трех возрастных группах: 6-7-е, 8-9-е, 10-12 классы. На первом (заочном) этапе с 1 сентября по 1 декабря 2016 года осуществляется прием творческих работ. Объем работ должен быть не менее 5 000 и не более 20 000 знаков. Конкурсная комиссия оценивает творческие работы и принимает решение об участниках, которые будут приглашены для участия в финале.
Для участия в Конкурсе мы рекомендуем ознакомиться с «Тематическим планом» и самостоятельно подготовить творческую работу согласно предложенным тематическим направлениям. Требования к оформлению работ подробно изложены в «Положении о конкурсе». Для того, чтобы отправить сочинение, необходимо перейти на страницу «Заявка на участие», заполнить анкету участника конкурса и прикрепить соответствующий файл.
На второй (очный) этап в дни весенних школьных каникул в Москву приглашаются по 10 участников от каждой возрастной группы, набравших наибольшее количество баллов. Финалисты пишут итоговую работу на предложенную тему, по результатам которой будут названы призеры конкурса.
Конкурс имеет статус международного, к участию в нем приглашаются учащиеся 6-12-х классов общеобразовательных и православных школ, гимназий и колледжей России, стран СНГ и зарубежья, а также воспитанники воскресных школ и учреждений дополнительного образования не старше 18-ти лет.
Положение о проведении Международного детско-юношеского литературного конкурса имени Ивана Шмелева «Лето Господне»
1. Общие положения
1.1. Международный детско-юношеский литературный конкурс имени Ивана Шмелева «Лето Господне» на соискание премии за лучшую творческую работу среди учащихся образовательных учреждений на территории Российской Федерации и за рубежом (далее Конкурс) учрежден по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
1.2. Проведение Конкурса призвано содействовать формированию устойчивого интереса к изучению отечественной литературы, истории, русского языка и основ православной культуры.
1.3. Конкурс проводится ежегодно и является публичным.
1.4. Проведение Конкурса предполагает:
- равные условия для всех участников;
- освещение в средствах массовой информации;
- неразглашение сведений о результатах Конкурса ранее даты их официального объявления.
1.5. Положение о Конкурсе и все вносимые в него изменения, а также состав Конкурсной комиссии и Экспертного совета утверждаются Председателем Издательского совета Русской Православной Церкви.
2. Цели и задачи конкурса
2.1. Цели конкурса:
- развитие творческого потенциала подрастающего поколения на основе духовной традиции отечественной культуры;
- развитие культуры чтения и интереса к русской литературе;
- популяризация творчества писателей, следующих духовной традиции отечественной культуры;
- содействие формированию у юных писателей творческих навыков, направленных на сохранение и развитие лучших традиций русской литературы.
2.2. Задачи конкурса:
- поддержка одаренных, творчески мыслящих детей и подростков;
- развитие творческого потенциала участников Конкурса;
- популяризация русского языкового и литературного наследия в России, а также странах ближнего и дальнего зарубежья;
- содействие приобщению детей и подростков к православной культуре и традициям Церкви.
3. Учредители и организаторы Конкурса
3.1. Учредителем Конкурса является Издательский совет Русской Православной Церкви (далее: Издательский совет).
3.2. Издательский совет привлекает партнеров для организационного, информационного и методического сопровождения Конкурса.
3.3. Издательский совет формирует Конкурсную комиссию, Экспертный совет и Отборочную комиссию.
3.3.1. Издательский совет:
- обеспечивает методическое и информационное сопровождение Конкурса;
- координирует деятельность Конкурсной комиссии, Экспертного совета и Отборочной комиссии;
- готовит итоговый отчет по результатам проведения Конкурса.
3.3.2. Конкурсная комиссия:
- определяет финалистов по результатам оценки работ заочного этапа;
- определяет победителей по результатам оценки работ очного этапа.
В состав Конкурсной комиссии входят деятели науки, культуры и искусства, писатели, священнослужители и общественные деятели.
3.3.3. Экспертный совет:
- оценивает работы, представленные на Конкурс;
Состав Экспертного совета формируется из преподавателей русского языка и литературы, привлеченных специалистов и экспертов.
3.3.4. Отборочная комиссия:
- определяет перечень кандидатов в финалисты Конкурса на основе результатов оценки работ заочного этапа Экспертным советом.
Состав Отборочной комиссии формируется из сотрудников аппарата Издательского совета и привлеченных специалистов.
4. Условия проведения Конкурса
4.1. Предметом Конкурса являются индивидуальные творческие литературные работы на русском языке, соответствующие требованиям данного Положения.
4.2. Творческие работы принимаются для участия в Конкурсе с 1 сентября по 1 декабря 2016 года.
4.3. Участники Конкурса распределяются по трем возрастным группам, соответствующим: 6-7 классам, 8-9 классам, 10-11(12) классам.
4.4. Участниками Конкурса могут быть учащиеся (студенты) образовательных учреждений (школ, гимназий, колледжей, лицеев), а также воспитанники воскресных школ, учреждений дополнительного образования и иных образовательных учреждений Российской Федерации и зарубежья не старше 18-ти лет.
4.5. Для участия в конкурсе необходимо заполнить анкету участника (Приложение №1) на сайте Конкурса (http://www.letogospodne.ru) и приложить к ней творческую работу, оформленную в соответствии с п.5.1.
Персональные данные участников Конкурса являются конфиденциальной информацией и не могут быть переданы третьим лицам. Работы не рецензируются и не возвращаются.
4.6. Информация о Конкурсе размещена на сайте (http://www.letogospodne.ru).
4.7. Издательский совет оставляет за собой право не рассматривать работы, не соответствующие требованиям Положения, не вступать в переписку с участниками и не объяснять причины отказа.
5. Требования к конкурсным работам
5.1. Требования к оформлению работ для подачи в электронном виде:
- в текстовом формате *.doc, *.docx, шрифт Times New Roman, 14 кегль, междустрочный интервал – 1,5;
- поля страницы: 3 см слева, по 2 см сверху и снизу, 1,5 см справа;
- объем конкурсной работы не должен быть менее 5000 знаков с пробелами (3 страницы формата А4) и не должен превышать 20 000 знаков с пробелами (не более 12 страниц А4).
5.2. Все представленные на конкурс литературные работы оцениваются по трем группам критериев:
- творческие достоинства работы (до 10 баллов):
a. оригинальность творческой идеи;
b. самостоятельность мышления, наличие авторской позиции;
c. полнота раскрытия темы;
d. способность к анализу;
e. глубина эмоционального и эстетического воздействия;
- литературно-художественные достоинства работы (до 10 баллов):
a. выдержанность стиля, соответствие выбранному жанру;
b. последовательность изложения;
c. смысловая цельность, связность;
d. яркость и образность письменной речи;
e. композиционная стройность;
- соблюдение правил и норм русского языка (до 5 баллов)
Итоговая рейтинговая оценка складывается из суммы полученных баллов.
6. Порядок проведения Конкурса
6.1. Конкурс проводится в два этапа.
6.1.1. В рамках первого (заочного) этапа Издательский совет проводит предварительный анализ работ на предмет соответствия заявленной теме и оригинальности. Работы проходят проверку через электронную систему «Антиплагиат».
6.1.2. Экспертный совет оценивает работы в соответствии с п.5.2 данного Положения. По результатам оценки Отборочная комиссия формирует рейтинг работ, Конкурсная комиссия определяет число финалистов (отдельно по каждой группе) и приглашает их для участия в заключительном этапе Конкурса.
6.1.3. Второй (очный) этап Конкурса проводится в Москве в третьей декаде марта (в дни весенних школьных каникул). Транспортные расходы и расходы, связанные с проживанием финалистов Конкурса и одного сопровождающего лица для каждого участника заключительного этапа оплачиваются Учредителем Конкурса.
6.1.4. В рамках второго (очного) этапа финалисты пишут итоговую конкурсную работу.
7. Подведение итогов Конкурса и награждение победителей
7.1. Конкурсная комиссия подводит итоги Конкурса и определяет победителей, занявших 1-е, 2-е и 3-е место в каждой из трех возрастных групп.
7.2. Победители Конкурса награждаются дипломами первой, второй и третьей степени и ценными призами.
7.3. Все финалисты награждаются дипломами участника заключительного этапа Конкурса и памятными подарками.
7.4. Образовательные учреждения и педагоги, подготовившие победителей, занявших 1-е место в каждой из трех групп, награждаются дипломами и специальными призами.
7.5. Итоги Конкурса публикуются на сайте (http://www.letogospodne.ru).
7.6. Творческие работы победителей будут опубликованы на сайте Конкурса и в средствах массовой информации.
Ключевые направления и темы творческих работ
I. Священное Писание как основание русской литературы.
Образ Евангелия в творчестве русских писателей. Евангельские мотивы в классических произведениях. Стихотворное переложение псалмов в русской поэзии. История Церкви и жития святых как основа для литературного творчества.
Священное Писание издавна стало источником вдохновения многих русских писателей и поэтов. В нем, независимо от глубины своей веры, писатели заимствовали образы и сюжеты для своих художественных посланий. Библейским героям в русской литературе посвящены отдельные произведения, в которых авторы стремятся осмыслить поступки героев священных текстов, особым образом поэтизировать образы или передать глубину их нравственного падения. Порой, чтобы правильно понять то или иное произведение русской классики, нужно его изучать с Библией и Евангелием в руках.
II. Монастыри и монашество в русской литературе.
Первые монастыри в летописях и былинах. Киево-Печерский монастырь в древнерусской литературе. Образы святых иноков в житийной литературе. Иноки-миссионеры. Одухотворение Руси, испытание народной веры. Преподобный Сергий Радонежский и расцвет русского монашества в литературных произведениях. Троице-Сергиева Лавра в русской литературе. Образы иноков в литературе «Золотого века». Русское монашество на Афоне – взгляд через тысячу лет. Монашеский быт в русской литературной традиции. Святые иноки – страстотерпцы и новомученики Русской Церкви. Образы монахов в современной литературе.
Совершенно особенной страницей в истории нашего Отечества является формирование и развитие монашеской традиции на Руси. В 2016 году отмечается 1000-летие присутствия русского монашества на святой горе Афон. Восприняв основы христианской аскезы в византийском иноческом архипелаге, преподобный Антоний Печерский основал колыбель русского монашества – Киево-Печерский монастырь, и заложил основу развития иноческой традиции на всем пространстве исторической Руси.
Великий поэт Русской земли Александр Сергеевич Пушкин писал: «Монахам мы обязаны нашей историей, следовательно, и просвещением». Образы иноков, устремленных к служению Истине, стяжанию мира и воплощению евангельских заповедей в своей жизни, ярко представлены в лучших произведениях отечественной литературы.
III. Патриаршество на Руси.
Установление Патриаршества на Руси в исторической литературе. Патриархи и просвещение русской земли. Образы святителей Иова и Гермогена в житийной литературе. Патриарх Никон и Новый Иерусалим. Смутное время и подвиг патриарха Гермогена. Одухотворение Руси, испытание народной веры. Возобновление Патриаршества. Воспоминания современников о служении Патриарха Тихона. Жизненный путь святителя Тихона, Патриарха Всероссийского. Воспоминания о Патриархах Сергии, Алексии и Пимене. Патриарх Алексий II и возрождение Русской Церкви.
В 1589 на Руси было учреждено Патриаршество. Немногим более столетия совершали свое служение Патриархи-предстоятели Церкви, но каждый из них вошел в историю Российского государства. Священномученик Патриарх Гермоген обессмертил свое имя твердым стоянием за Русь в годину испытаний Смутного времени и вошел в народную память как вдохновитель освобождения Отечества от иноземцев.
2017 год ознаменован для Русской Церкви столетием возобновления Патриаршества. Избранный Поместным Собором Святейший Патриарх Тихон возглавил Церковь на рубеже эпохи испытаний и гонений. Будучи кротким и смиренным по характеру, он проявил твердость в исповедании веры и сохранении Церкви.
Имена Святейших Патриархов Сергия и Алексия неразрывно связаны с подвигом русского народа в Великой Отечественной войне. Святейший Патриарх Алексий II возглавил Русскую Церковь в эпоху возрождения церковной жизни.
Словно путеводный свет маяка над бушующим морем житейских испытаний сияют слова святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России: «Только на камени врачевания зла добром созиждется нерушимая слава и величие нашей Святой Православной Церкви, и неуловимо даже для врагов будет Святое имя ее, чистота подвига ее чад и служителей. Следуйте за Христом!».
IV. Подвиг новомучеников и исповедников Церкви Русской.
Первые мученики и страдальцы за веру – митрополит Киевский Владимир и митрополит Петроградский Вениамин. Воспоминания о Царственных страстотерпцах – семье последнего Государя. Святая преподобномученица Великая княгиня Елизавета Феодоровна в литературе. Соловецкий монастырь и «Соловецкий лагерь особого назначения» в творчестве русских писателей. Образ священника в книге «Отец Арсений». Воспоминания духовных чад и последователей о священниках и епископах, пострадавших за веру. Жизненный путь священноисповедника Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Симферопольского. Страдальцы за веру в творчестве современных русских писателей. 1917-2017 – итоги столетия.
XX век в России ознаменован подвигом сонма мучеников и исповедников, положивших свои жизни за веру и Церковь. В самых страшных испытаниях – лагерях и тюрьмах, ссылках и скитаниях, они стремились сохранить самое драгоценное, что имели в своей жизни, – веру в Бога и любовь к ближним.
Подвиг страдальцев за веру отражен в целом ряде литературных произведений, воспоминаний и исследований, которые пока еще недостаточно известны широкому кругу читателей. Столетие начала эпохи великих испытаний для нашего Отечества побуждает нас открыть для себя великие и страшные страницы гонений на веру и Церковь.
Священномученик Вениамин, митрополит Петроградский, в одном из последних своих писем передал всю глубину смысла подвига исповедания веры: «Мои страдания достигли своего апогея, но увеличилось и утешение. Я радостен и покоен, как всегда. Христос наша жизнь, свет и покой. С Ним всегда и везде хорошо… Надо себя не жалеть для Церкви, а не Церковью жертвовать ради себя».
V. Творчество писателей-классиков и духовные основы русской культуры.
Образы Святой Руси в классических произведениях. Церковь и церковность в жизни народа. Тихое сияние святости в образах простых русских людей. Образ молитвы в поэтических произведениях золотого и серебряного века. Юродство на Руси и «лишние люди» в творчестве русских писателей-классиков. «Откуда есть пошла Русская земля» – исторические мотивы в классической литературе. Творчество духовных писателей-классиков: Святителя Феофана Затворника, Святителя Тихона Задонского, Святителя Иннокентия (Вениаминова). Этюды русской православной жизни.
Русская классическая литература полно и емко выразила национальные идеалы, строй веры русского народа. Центральная идея русских писателей-классиков – это осмысление представления о святости как «высшем идеале» присущем народному, национальному взгляду на жизнь.
Неразрывность связи русской классической литературы с православием очевидна: православие является духовным ядром русской культуры.
Творчество Ивана Сергеевича Шмелёва занимает особое место в русской литературе. Оно глубоко национально по содержанию. Иван Сергеевич является основоположником направления в литературе, которое условно можно назвать «духовно-художественная проза». Все творческое наследие И.С. Шмелёва проникнуто любовью к Родине, к её истокам, к вере и традициям своего народа.
VI. Творчество писателей – Лауреатов Патриаршей литературной премии.
Современная православная литература и духовное наследие Святой Руси. Образ Церкви в современном историческом романе. Творчество современных биографов Святой Руси. Духовное осмысление событий современности. Образы «героев нашего времени». Великое в малом.
Для современного русского писателя стремление делиться с читателем своими наблюдениями, сомнениями и прозрениями остается актуальным и важным. Думать о «вечных» вопросах, о смысле жизни, о предназначении человека, ставить нравственные вопросы и предлагать их решения или помогать читателю самому, без подсказки, сделать правильный мировоззренческий выбор – основная творческая и нравственная задача.
Все эти качества в полной мере присущи творчеству литераторов, удостоенных Патриаршей литературной премии.
Премия присуждается писателям, внесшим существенный вклад в утверждение духовных и нравственных ценностей и создающим сочинения, обогатившие отечественную литературу.
Примерные жанры конкурсных работ
Рассказ
Рассказ — это небольшое по объему эпическое произведение, отличающееся, как правило, сжатостью и простотой повествования. Эта особая, большая, чем в повести, сжатость раскрытия содержания и является главным признаком рассказа. Число персонажей в рассказе обычно очень невелико. Уплотненность повествования, небольшое количество персонажей, отбор только самого основного делают изображение жизни в рассказе очень выпуклым и ярким. Это позволяет в небольшом по объему произведении обрисовать и самого человека, и окружающую его среду, и пейзаж, что сообщает изображению в нем жизни большую полноту.
Литературно-критическая статья
Критическая статья — один из основных жанров литературной критики. В ней даются разбор и оценка произведения, ее темы, идейного содержания, языка и стиля, указывается значение в ряду других работ писателя и др. Часто литературно-критические статьи носят публицистический характер, т.е. наряду с разбором и оценкой произведения, в них рассматриваются общественные проблемы, поднятые писателем.
Эссе
Эссе – прозаическое произведение небольшого объема и свободной композиции, трактующее частную тему и передающее индивидуальные впечатления и соображения, связанные с нею. Эссеист, как правило, не выносит окончательного приговора произведению искусства.
Эссе могут быть литературно-критическими, публицистическими, философскими, историко-библиографическими. Эссеисты, пишущие на публицистические темы, часто используют форму письма и дневника.
Очерк
Очерк – эпический, по преимуществу прозаический жанр литературы, в котором изображены достоверные события и факты реальной жизни. Этим очерк отличается от рассказа, в котором изображаются вымышленные события, созданные творческим воображением писателя. Очерки бывают документальными (или публицистическими) и художественными. Разновидности современного очерка: публицистический монолог; дневниковые заметки; очерк-портрет; очерк-исповедь; очерк-программа.
Дневник
Дневник — это форма повествования, которая ведется от первого лица. Реальные люди могут записывать те или иные текущие события своей жизни. Это, по сути дела, их подневные автобиографические записи, они всегда современны описываемым событиям.
В художественной литературе могут быть использованы дневниковые записи героев, и в этом случае дневник выступает как жанровая разновидность художественной прозы.
Путешествие
Литературный жанр «путешествие» имеет две разновидности:
Это различные описания очевидцем-путешественником географического, этнографического и социального облика увиденных им стран и народов, т.е. документальные путешествия. Они имеют, как правило, познавательную и эстетическую ценность, особенно если они написаны в эпохи, когда проза еще не расчленилась на художественную и научную, например «Хождение за три моря» А. Никитина.
Путешествие — это также и жанр произведений, сюжет и композиция которых излагаются и строятся как документальные путешествия. Художественный жанр «путешествие» формировался под влиянием путевых рассказов и записей самих путешественников. Значительную роль в его развитии сыграли легенды, возникшие на основе этих рассказов и записей.
Исходя из задач Конкурса, все представленные выше жанры могут быть реализованы в форме сочинения-описания, сочинения-повествования и сочинения-рассуждения.
Сочинение-описание
Описание является составной частью композиции любого художественного произведения. Описание может быть также в аргументирующей части рассуждения. Описание – это упорядоченное перечисление наиболее существенных признаков предмета (вещи, человека, животного, явления, процесса и т.д.). Например: «Портретная характеристика Печорина».
Сочинение-повествование
На повествовательных частях художественного текста может быть построено целое рассуждение, например, «Пути исканий смысла жизни князем Андреем». Вся аргументирующая часть этого рассуждения будет представлять собой сжатое повествование об основных этапах жизненного пути Андрея Болконского.
Сочинение-рассуждение
Наиболее распространённый тип сочинения. Рассуждения на литературную тему могут быть в различных жанрах: от отзыва о прочитанной книге до литературно-критической статьи и краткого литературного обзора.
Другие жанры могут быть выбраны автором самостоятельно
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Ваше мнение?