9 октября Русская Православная Церковь вспоминает преставление Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова
9 октября (26 сентября по старому стилю), в православном календаре значится день памяти (преставление) апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Сын палестинского рыбака Зеведея, промышлявшего на Тивериадском озере, юный Иоанн стал учеником Иоанна Крестителя, а затем одним из двенадцати апостолов Иисуса Христа и одним из трех ближайших Его учеников (вместе с братом Иаковом Старшим и Петром). Более того, Иоанн – «ученик, которого любил Иисус», а потому – единственный и самый близкий Ему человек. И это неудивительно.
Евангелия повествуют, что апостолы, сочтя дело своего Учителя проигранным, в страхе разбежались из ночного Гефсиманского сада и даже не почтили последних минут Его земной жизни у Голгофы. Из них один лишь Иоанн пребывал у подножия Креста, не заботясь опасениями собственной безопасности. «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх. Боящийся несовершенен в любви», – напишет он позднее (I Ин 4:18) Умирающий на кресте Христос усыновил Иоанна Своей Матери Деве Марии. «И с той поры ученик взял Ее к себе», читаем в его Евангелии (Ин 19:27).
Апостол Иоанн был свидетелем преображения Господа, во время Тайной вечери «возлежал на груди Иисуса» (то есть справа от Него; отсюда понятие «наперсник») и одним из первых услышал весть о Воскресении. О его последующей жизни достоверных сведений мало. Вместе с Петром он проповедовал в пределах Палестины и, согласно преданию, жил вместе со своей названной матерью в Иерусалиме, а затем в Ефесе (на западном побережье Малой Азии, ныне Турция). Он умер здесь своей смертью глубоким старцем в начале II века, и этим знаменательно отличен от всех других апостолов, принявших насильственную смерть от гонителей. Предполагаемая гробница Иоанна в Ефесе до настоящего времени привлекает к себе паломников.
Кроме четвертого Евангелия, христианская традиция приписывает Иоанну три Соборных («окружных») послания и Книгу Откровение (греч. Апокалипсис), которая набрасывает обобщенные мистико-символические картины завершения земной истории. Согласно одному из преданий, она была написана на полупустынном острове Патмос в Эгейском море, во время царствования императора Домициана (81–96), куда схваченный Иоанн был отправлен в ссылку. Здесь автор получил таинственное откровение о непрекращающейся в течение многих веков борьбе сил добра и зла, которая закончится сокрушительным поражением антихриста и его клевретов, преображением неба и земли и торжеством Агнца. Книга является излюбленным источником как внецерковных лжемистических умствований (нелепых астрологических выкладок «конца света»), так и арсеналом великолепных драматических сюжетов для многих прославленных художников и поэтов. Православная Церковь именует Иоанна «таинником» (у греков это слово, «мист», еще в дохристианские времена означало духовного избранника, посвященного в мистерию).
Конец жизни Иоанна Богослова окружен таинственными легендами. Относящиеся к нему слова Христа «Я хочу, чтобы он пребывал, пока приду» (Ин 21:22) дают повод предполагать, что Иоанн не умер, но чудесно сохранен для грядущего мученического подвига во времена антихриста. Представление о живущем в глубоком затворе до «последних времен» Иоанне Богослове использовано в «Трех разговорах» Владимира Соловьева. Здесь Иоанн является в образе православного епископа «старца Иоанна», чтобы обличить антихриста-императора и воссоздать заповеданное Христом вселенское единство Его Церкви вместе с папой Петром II и лютеранским профессором Паули (образы первоверховных апостолов Петра и Павла).
Византийская иконография чаще всего изображает Иоанна погруженным в мистическое созерцание старцем с огромным лбом. Апокрифические «Деяниям Иоанна Богослова» придают ему ученика Прохора, записывающего откровения под его диктовку. О последних – самых страшных и невыносимых – тайнах ангел велит Иоанну умолчать. Отсюда характерный иконографический жест – приложенный к губам старца палец, как на русской иконе XVI в. «Иоанн Богослов в молчании». Символом апостола Иоанна как евангелиста является орел.
В православной традиции Иоанн – один из трех писателей, именуемых «Богословами» (кроме него – св. Григорий Богослов, IV в., и св. Симеон Новый Богослов, X–XI в.). Поэтому он по преимуществу является покровителем изучающих христианские богословские науки.
http://www.playcast.ru/?module=blog&action=showArticle&articleId=102355
Автор статьи: Ю. Рубан
Апостол Иоанн был свидетелем преображения Господа, во время Тайной вечери «возлежал на груди Иисуса» (то есть справа от Него; отсюда понятие «наперсник») и одним из первых услышал весть о Воскресении. О его последующей жизни достоверных сведений мало. Вместе с Петром он проповедовал в пределах Палестины и, согласно преданию, жил вместе со своей названной матерью в Иерусалиме, а затем в Ефесе (на западном побережье Малой Азии, ныне Турция). Он умер здесь своей смертью глубоким старцем в начале II века, и этим знаменательно отличен от всех других апостолов, принявших насильственную смерть от гонителей. Предполагаемая гробница Иоанна в Ефесе до настоящего времени привлекает к себе паломников.
Кроме четвертого Евангелия, христианская традиция приписывает Иоанну три Соборных («окружных») послания и Книгу Откровение (греч. Апокалипсис), которая набрасывает обобщенные мистико-символические картины завершения земной истории. Согласно одному из преданий, она была написана на полупустынном острове Патмос в Эгейском море, во время царствования императора Домициана (81–96), куда схваченный Иоанн был отправлен в ссылку. Здесь автор получил таинственное откровение о непрекращающейся в течение многих веков борьбе сил добра и зла, которая закончится сокрушительным поражением антихриста и его клевретов, преображением неба и земли и торжеством Агнца. Книга является излюбленным источником как внецерковных лжемистических умствований (нелепых астрологических выкладок «конца света»), так и арсеналом великолепных драматических сюжетов для многих прославленных художников и поэтов. Православная Церковь именует Иоанна «таинником» (у греков это слово, «мист», еще в дохристианские времена означало духовного избранника, посвященного в мистерию).
Конец жизни Иоанна Богослова окружен таинственными легендами. Относящиеся к нему слова Христа «Я хочу, чтобы он пребывал, пока приду» (Ин 21:22) дают повод предполагать, что Иоанн не умер, но чудесно сохранен для грядущего мученического подвига во времена антихриста. Представление о живущем в глубоком затворе до «последних времен» Иоанне Богослове использовано в «Трех разговорах» Владимира Соловьева. Здесь Иоанн является в образе православного епископа «старца Иоанна», чтобы обличить антихриста-императора и воссоздать заповеданное Христом вселенское единство Его Церкви вместе с папой Петром II и лютеранским профессором Паули (образы первоверховных апостолов Петра и Павла).
Византийская иконография чаще всего изображает Иоанна погруженным в мистическое созерцание старцем с огромным лбом. Апокрифические «Деяниям Иоанна Богослова» придают ему ученика Прохора, записывающего откровения под его диктовку. О последних – самых страшных и невыносимых – тайнах ангел велит Иоанну умолчать. Отсюда характерный иконографический жест – приложенный к губам старца палец, как на русской иконе XVI в. «Иоанн Богослов в молчании». Символом апостола Иоанна как евангелиста является орел.
В православной традиции Иоанн – один из трех писателей, именуемых «Богословами» (кроме него – св. Григорий Богослов, IV в., и св. Симеон Новый Богослов, X–XI в.). Поэтому он по преимуществу является покровителем изучающих христианские богословские науки.
http://www.playcast.ru/?module=blog&action=showArticle&articleId=102355
Автор статьи: Ю. Рубан
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Ваше мнение?