вторник, 27 февраля 2024 г.

Год Семьи. Трудно ли быть многодетным отцом?

На вопросы руководителя Духовно-просветительского центра Елены Потехиной отвечает секретарь Кинешемской епархии иерей Роман Посыпкин


- Отец Роман, вы знаете, что 2024 год объявлен Президентом РФ Владимиром Владимировичем Путиным Годом Семьи. И, действительно сейчас, как никогда остро,  стоит вопрос демографии, поддержки многодетных семей, воспитания подрастающего поколения. Крестьянская Русь всегда была многодетной. В дореволюционной России ежегодный прирост населения составлял 2-3 миллиона. Я бы хотела узнать ваше мнение по этому вопросу, как священника, как примерного семьянина и как многодетного отца.

- Сам я родился в семье простых крестьян. Были в нашей семье и военные. Я был одним ребёнком. Мой отец работал дежурным электриком на подстанции, мама работала почтальоном.

- Вы были единственным ребёнком в семье?  Как это? Хорошо или плохо?

- С одной стороны - замечательно. Ты всегда на виду. Всё для тебя любимого. Но сейчас, когда я уже взрослый человек и у меня своя большая семья, а родителей нет в живых, я понимаю, как это плохо. Плохо от того, что не к кому обратиться, не с кем посоветоваться. В этом отношении очень плохо. Бывают ситуации, когда нам нужна помощь и поддержка близких людей.  Это очень важный момент. Когда нет родителей, нет братьев и сестёр – это тяжело.

- Батюшка, а сколько вам лет и сколько у вас детей?

- Мне 32 года. У нас  с матушкой пятеро детей (сыновей). Старшему – 10 лет. Младшему будет 7 месяцев

- А как вы встретились со своею будущей супругой? Сейчас, как мне кажется, найти близкого по духу человека очень сложно.

- С супругой мы познакомились через интернет. Я тогда был студентом первого курса семинарии. А матушка моя училась в педагогическом колледже в Иваново. Мы тогда были молоды. Начали общаться через интернет. Моя будущая супруга оказалась интересной собеседницей, из верующей семьи (что для меня было очень важно). Сначала матушка не поверила в то, что я – семинарист, решила, что я над нею подшучиваю. Но потом мы с нею встретились в Иваново. И наше онлайн знакомство перешло в живое общение и симпатию.

- Батюшка, а сколько вы с нею уже вместе?

- Нашему официальному браку уже 10 лет. А так мы знакомы 12 лет.

- Я знаю вас, как человека спокойного и выдержанного. Но в семье бывает всякое: и ссоры, и размолвки. Как вы себя ведёте в таких ситуациях?

- Да, вывести меня из себя сложно. Но семья есть семья. И дети бываю непослушными. Но я стараюсь находить общий язык с каждым. Советуюсь с матушкой. И, если я погорячился, то прошу прощения. Мы, как шестерёнки, притирается. Разумеется, что на это уходит какое-то время. Но результат всегда налицо.

- Говорят, что семья – это в первую очередь труд. Нужно постоянно смотреть на близких людей, наблюдать за ними. Что они испытывают, что чувствуют? Заботиться о них. Соблюдать правило – не навреди. Как бы ты не устал, нужно поддерживать друг друга, помогать друг другу. Особенно матушке. Пятеро  мальчишек – это очень большая нагрузка и ответственность. Причём у них небольшая разница в возрасте. Как вы помогаете матушке справляться со всем этим, как поддерживаете её?

- Когда ты один, ты можешь быть беззаботным, эгоистичным. Но большая семья – это единый организм. И ты несёшь ответственность за семью в целом и за каждого в отдельности. Особенно тяжело матушке. Я – священник. У меня службы, у меня много общения с людьми, я бываю в разъездах. А матушка,  она привязана к детям, она полностью занята их воспитанием. Ей очень сложно. Поэтому я стараюсь при первой возможности побыть с детьми, провести время с семьёй. Стараюсь отпустить матушку из дома, просто дать ей возможность отдохнуть, прогуляться, сменить обстановку. У нас стали традиционными семейные праздники. Мы также очень любим выезжать куда-то все вместе, всей семьёй.

- Я знаю, что вы живёте в частном доме. У вас есть огород. А как дети? Вы приучаете их к физическому труду?

- У нас маленький огород 6 соток, а ещё мы взяли коллективный сад. Сами выращиваем картошку, овощи. Матушка занимается цветами. А мальчишки помогают и землю копать, и картошку окучивать.

- Говорят, когда один ребёнок, это очень сложно. Когда два – легче. Когда три – они уже сами друг друга воспитывают. Но пять мальчиков… Как они между собой ладят?

- Трое старших уже что-то понимают. Они ответственны. Конечно, у них между собою есть любовь. Но иногда проявляется и ревность. Кому-то мама с папой уделили больше времени. Поэтому нам с матушкой нужно быть очень внимательными, относиться ко всем одинаково, о каждом заботиться. Даже при выборе игрушек. Приходится покупать всем одинаковые, чтобы избежать ссор и обид. Хотя они все разные. Старший любит динозавров, сейчас Титаником увлёкся. Второй - Николай больше любит военные, богатырские игрушки. Они подрастают, помогают друг другу и уже воспитывают друг друга сами. Старший уже может младшего на руках подержать,  спать уложить.

- Батюшка, я хотела бы спросить вас о церковном таинстве венчания. Многие подходят к нему, как к красивому обряду, без страха, без должного трепета. Что вы готовы сказать молодым парам?

- Венчание – это  Богом благословенный брак. Господь защищает и покрывает этот брак своею любовью. Муж и жена в таком браке живут настоящей единой семьёй по Божьим заповедям. У них всё по-другому, всё крепче, мудрее, надёжнее. Они муж и жена в Боге. Они соединились свыше. Разумеется, что самое важное в браке – любовь. Но, когда брак венчаный – всё заглаживается. Господь покрывает все ссоры, недомолвки, врачует раны. Иногда слышишь, как молодые люди говорят: «Мы не сошлись характерами». Как можно сойтись или не сойтись характерами. У нас у каждого свой характер. Мы разные люди. Но когда два человека соединились в одну плоть. Это уже другая форма взаимодействия. Господь  всё покрывает.

- Скажите, а как вы относитесь к спорту? 

- 14 февраля с Валерием Юрьевичем  Смирновым мы проводили Сретенский турнир по панкратиону. Я смотрю, а один мальчёнка, ему  всего четыре года, кроха. Но Валерий Юрьевич говорит про него, что он такой цепкий, такой смелый и упрямый, что из него непременно будет толк. И мы решили, что пусть не будет ни победителей, ни побеждённых. Мы наградили всех участников. Ведь для каждого это была победа над собою.

- Батюшка, сейчас идёт необъявленная война против традиционных семейных ценностей, против семьи. Молодёжь не спешит создавать семьи, семейные пары не  спешат заводить детей. У нас в России абортариев больше, чем роддомов. Что вы скажете по этому поводу?

- Не нужно бояться завтрашнего дня. Если Господь дал ребёнка, Он даст и на ребёнка. Не нужно отчаиваться. На Руси всегда были большие семьи. Сегодняшние семьи ищут стабильности и надёжности,  прежде всего в финансовой области. Хотят, чтобы сразу была квартира, машина, хорошо оплачиваемая работа. Стремятся к богатству и независимости и теряют самое главное. И вот приходит время, когда они уже готовы завести ребёнка. Они пресытились жизнью «для себя», наигрались… Но время и возможности упущены, беременность не наступает. Сказываются последствия абортов и длительной контрацепции. Поэтому я хочу сказать молодым, исходя из личного опыта, Господь каждого ребёнка даёт. И Господь твёрдо знает, что родители справятся. И я знаю много таких случаев, когда женщина сохраняет  беременность и ребёнок становится не только её светом и счастьем, но и опорой в старости.

- Батюшка, а вы знаете, я знаю много разных многодетных семей и они, на удивление, все счастливые, они всегда улыбаются. И дети там талантливые и дружные. И стариков там в дома престарелых никогда не отправляют. А в семьях, где нет детей, часто царит дух уныния. У них всё есть. Есть квартиры, машины, дачи и даже бриллианты. А счастья нет. И старость у таких людей обречена на одиночество.

- Да, вы правы. Но Господь милостив. Я знаю такие случаи, когда муж и жена по медицинским показаниям просто не могут иметь детей. У меня бывали такие пары. Один случай я буду помнить долго. У этой пары много лет не было детей. Они потеряли всякую надежду. И я им посоветовал взять ребёночка из детского дома. Они послушали меня. Взяли ребёнка. И произошло чудо. Через два года у них родился свой ребёнок. У нас в Сокольниках располагается центр временного пребывания. Я там периодически бываю. Однажды меня пригласили побеседовать с одним мальчиком 12 лет. Я приехал, побеседовал с ним. А мне говорят, что вас очень ждал 6-летний мальчик. Но он не дождался и уснул. Я пошёл взглянуть на него. Он проснулся, бежит ко мне, обнимает и в глаза заглядывает. А глаза, как огоньки. Я его спросил, о чём он мечтает больше всего. Он ответил: «Чтобы меня скорее забрала мама». До сих пор передо мною его глаза и такая любовь, чистая, светлая, детская.


- Да. Кто бы мы не были, какие бы должности не занимали, мы жаждем любви. Любви безусловной, настоящей, чистой. И любовь такую может дать только семья. Ведь семья – это островок безопасности, ковчег спасения. И очень важно, чтобы дети чувствовали заботу и внимание родителей, особенно в подростковом возрасте. Что вы скажете родителям в завершении нашей беседы?

-   Любите своих детей. Уделяйте им как можно больше времени и внимания. Никакой интернет не заменит ребёнку ни папы, ни мамы. Помните, что любовь творит чудеса.

Елена Потехина


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Ваше мнение?