Святая обитель иноков, или явление чудотворной Тихвинской иконы Божьей Матери.
Потаенная хижина
Здесь в начале 17 века устроил себе хижину один из потаенных угодников Божиих. Долго никто не посещал его, никто не знал даже о его существовании, так как не пролегала здесь никакая дорога. Случалось, конечно, что,собирая грибы или ягоды, крестьяне приближались к этому месту, но проникать внутрь его не решались, опасаясь загрязнуть в зыбучей пучине. И так сподвижник один беседовал с Богом и природой. Шум вековых елей и сосен возбуждал в нем тихую грусть о небесном отечестве, взгляд на зыбучую пучину напоминал ему о той греховной пучине, от которой удалился он в свое пустынное безмолвие. Во всем он находил для себя урок: и в вековечности, и в шуме леса, и в реве диких животных, и в пении птичек небесных. Долго ли так продолжалась одинокая жизнь его- неизвестно, но люди мало-помалу стали проникать в то уединенное место, где обитал подвижник.
Подвижник открылся людям
Вид жилища , когда люди впервые увидели его , испугал их: они считали его за жилище знающегося с бесами волшебника или подорожного разбойника, и вместе с тем не могли преодолеть своего желания удостовериться собственными глазами, что это за хижина и что это за странный человек на таком опасном месте поселился? Каково же было их удивление, когда они узнали, что этот человек не волшебник и не разбойник, но человек, удалившийся от мира с благой целью- спасти душу свою от соблазнов мира, каково же было удивление их, когда они услышали поучительный тон речи его: «Братья! Не прилепляйтесь к миру! Ибо живем мы на земле, но не для земли, и живем хотя не на небе, но для неба. Я не хотел жить в миру, но Бог открыл меня миру через вас,- да будет Его святая воля! И если бы угодно было Господу больше уединение мое, чем жизнь с миром, то Он не открыл бы меня вам. Но Он открыл. Его воля, чтобы я не скрывался, и я не скроюсь. Вам и вашему спасению и служить я должен. Да будет Его святая воля, благая и всесовершенная!»
Устройство монастыря и храма разрешено, одна проблема- где взять деньги?
И с этой минуты подвижник не стал уже скрываться ни от кого, всех приходящих к нему принимал с любовью и лаской и каждому давал спасительное наставление. С тех пор молва о нем пошла как о человеке святом и прозорливом, и народ толпами шел к нему: кто за советом о спасении души, кто за советом в делах житейских, кто за помощью от святых молитв его, кто из желания услышать какое-либо предсказание старца о своем будущем, кто из простого любопытства. Все новые и новые толпы народа каждый день стали приходить к нему, несмотря на все неудобство пути; любовь и усердие к подвижнику Божию, помогавшему им добрым советом и молитвой, превозмогла это препятствие. Окрестные жители сами поспешили осушить болото, завалив его и лесом, и землею, и каменьями. А некоторые из них так привязались к нему сердечною любовью, что упросили его позволить им остаться жить с ним для совместного служения Богу и для совместных забот о спасении своем и ближних. Число таких подвижников стало быстро увеличиваться и достигло таких значительных размеров, что хижина учителя их, превратившаяся постепенно в общий молитвенный дом, стала уже слишком тесна. Поэтому новособранная братия с благословения учителя своего обратилась к духовному начальству с просьбой о разрешении устроить им деревянный храм и учредить при нем мужской монастырь, а учителя сделать настоятелем, посвятив в сан иеромонаха. Просьба братии была уважена: устройство монастыря и храма разрешено, и основатель иноческого жития на этом месте посвящен в сан иеромонаха с именем Филарет. Мирское имя его, равно как место рождения его и сословие неизвестно, но есть основания думать, что в миру его звали Филиппом.
Приняв не себя начальство над собравшеюся около него братией, Филарет ничем, кроме наблюдения над порядком, не обнаруживал над ними своей власти. Ни одного дела, как бы оно ничтожно ни было, не решал без общего согласия, и сам первый показывал пример для подражания: и в молитве, и в воздержании, и в трудолюбии, и в любви, и в целомудрии. Принятие иеромонашеского сана с правами настоятеля и с обязательством устроить храм и монастырь, доставили ему чрезвычайную заботу, ведь на устройство обители и постройку храма нужны были большие деньги, а где их взять? Правда, могли помочь и помогали благотворители, но и этих средств не хватало. Собранных от пожертвований денег едва хватало для постройки часовни. Оставалась одна надежда на помощь Божью. Филарет не унывал, надеялся. В надежде своей он часто взывал к Господу и Царице Небесной, прося их всесильной помощи в начинаемом добром деле. И надежда эта не посрамила его.
Чудесное явление Богородицы
Царица Небесная указала место постройки храма
Храм начали строить, но правильно ли выбрала место братия?
Весть о явлении пречудной иконы Богоматери смиренному иеромонаху Филарету быстро проникла не только в ближние селения, но и в отдаленные и даже в большие города: Москву, Нижний Новгород, Кострому и Владимир. Эта весть привела со всех сторон толпы богомольцев на поклонение вновь явленному образу Богоматери. Вместе с богомольцами рекою пошли пожертвования. Ни одно судно судно, шедшее по Волге у вновь устраиваемой обители, не проходило мимо: все бывшие на нем сходили на берег, просили братию отслужить молебен пред пречистым образом Владычицы мира и ,получая благословение смиренного Филарета на дальнейшее плавание, приносили во вновь устраиваемую обитель свои пожертвования- кто деньгами, кто материалом для постройки, а кто и съестными припасами. Так благословила Царица Небесная труды боголюбца. В короткое время набралось достаточно средств не только для сносного существования братии, но и для построения храма Божия на предназначенном ими месте, то есть за ручьем, южнее той самой ивы- на том месте, где ныне находится поле крестьян деревни Бурдихи. И хоть уже освящено место для храма, и заложены первые ряды здания,- но настал вечер, и работы приостановлены. Но что такое? Все материалы и сам сруб оказались среди болота, а чудный образ Царицы Небесной в середине сруба на той самой кочке, куда он сошел с ивы в первый раз. Три раза братия переносила материалы здания на прежнее место, и три раза снова возвращались они в середину болота. Поняла тогда братия, то не благоволит Царица Небесная к избранному ими месту и что настоятель их обители Филарет правильно понял волю их чудной Покровительницы и усердной Заступницы.
С.Георгиевское при Лухе, ноября 18 дня 1890 г. Священник Иоанн Аф. Иванов
Продолжение следует
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Ваше мнение?