Мячева Пустынь
(продолжение)
Святая обитель иноков, или явление чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери
Место для постройки храма указала сама Богородица
Весть о явлении пречудной иконы Богоматери смиренному иеромонаху Филарету быстро проникла не только в ближние селения, но и в отдаленные и даже в большие города: Москву, Нижний Новгород, Кострому и Владимир.
Эта весть привела со всех сторон толпы богомольцев на поклонение вновь явленному образу Богоматери. Вместе с богомольцами рекою пошли пожертвования. Ни одно судно, шедшее по Волге у вновь устраиваемой обители, не проходило мимо: все бывшие на нем сходили на берег, просили братию отслужить молебен пред пречистым образом Владычицы мира и, получая благословение смиренного Филарета на дальнейшее плавание, приносили во вновь устраиваемую обитель свои пожертвования- кто деньгами, кто материалом для постройки, а кто и съестными припасами. Так благословила Царица Небесная труды боголюбца. В короткое время набралось достаточно средств не только для сносного существования братии, но и для построения храма Божия на предназначенном ими месте, то есть за ручьем, южнее той самой ивы- на том месте, где ныне находится поле крестьян деревни Бурдихи. И хоть уже освящено место для храма, и заложены первые ряды здания,- но настал вечер, и работы приостановлены. Но что такое? Все материалы и сам сруб оказались среди болота, а чудный образ Царицы Небесной в середине сруба на той самой кочке, куда он сошел с ивы в первый раз. Три раза братия переносила материалы здания на прежнее место, и три раза снова возвращались они в середину болота. Поняла тогда братия, что не благоволит Царица Небесная к избранному ими месту и что настоятель их обители Филарет правильно понял волю их чудной Покровительницы и усердной Заступницы. Поэтому со слезами пали они перед образом Царицы Небесной, прося у нее прощения за свое скудоумие и дерзновение, просили они и настоятеля своего, чтобы не помнил он противоречия и самомнения их. Итак, с Божьей помощью и при содействии жителей окрестных селений, они осушили то болото, заваливши его и камнями, и землею, и лесом, и воздвигли на нем хоть и небольшой, но прекрасный деревянный храм в честь Владычицы Богородицы и ее иконы Тихвинской с двумя приделами- во имя святого Николая Чудотворца и святого Филиппа, Митрополита Московского. Почему именно эти, а не другие предпочтены святые, нет прямых указаний, но предположительно, придел во имя святого Николая устроен потому, что этот именно угодник Божий вместе с Владычицей мира изображен на явившейся чудотворной иконе, а придел во имя святого Филиппа Митрополита- потому что, по преданию, именно это имя носил в миру основатель обители.
Откуда такое название монастыря?
Устроив храм, нужно было приняться и за прочие монастырские здания, которые с Божьей помощью и при содействии усердствующих также в короткое время приведены были в надлежащий вид и благоустройство.
Так мало-помалу устроился новый мужской монастырь «Мячева Пустынь». Странно звучит это название «Мячева», но и оно имеет основание, так как указывает на местоположение обители. В середине реки Волги , как раз напротив новоустроенной обители, находился в то время, да и сейчас находится ( от ред. 1891 г.) довольно большой остров, покрытый внутри сенными покосами, а по берегам- густой порослью тальника, божьего дерева, ежевики и сладко-горького паслена. В северной части этого острова находится небольшое, но глубокое озерцо. Теперь это остров продолговатый: до полуверсты в ширину и около трех верст в длину, а тогда он был совершенно круглый, наподобие мячика, почему и назывался «Мячев остров». По имени этого острова новоустроенная обитель и получила свое название.
Чем и как жила братия
Уже было замечено, как в старину удобно было это место для уединенного богомыслия, а теперь заметим, что не менее удобное оно было и в материальном отношении. Не очень далеко от новоустроенной обители находились села, куда братия могла сбывать изделия своих трудов. Так, на левом берегу Волги, к северо-востоку, находилось село Георгиевское Кинешемского уезда в 2-х верстах , а к юго-востоку- торговое село Столпино Макарьевского уезда в 5-ти верстах от Мячевой Пустыни, а на одном с ней берегу- правом- находились и теперь еще существующее село Ильинское, что на берегу Волги в 3-х верстах и торговое село Ёлнать, оба к югу от Мячевой Пустыни и одного с нею уезда- Юрьевецкого, а к северу- торговое село Решма Кинешемского уезда в 12-ти верстах. Отсюда очевидно, что Мячева Пустынь находилась в месте соприкосновения трех нынешних уездов Костромской губернии- Юрьевецкого, Кинешемского и Макарьевского. В случае неудачности торгов в селах братия могла отправлять свои изделия Волгою в ближние города: вниз по Волге- в Юрьевец, на расстоянии 25 верст, а вверх по Волге- в Кинешму, на расстоянии 37 верст, и при случаях в Кострому на расстоянии 120 верст. Но Волга служила для них не только удобным путем для сообщения с ближайшими селами и деревнями, но и кормилицей, доставлявшей им пропитание и средства для других потребностей. Дело в том, что грамотой царя Алексея Михайловича, возобновленной и Петром Великим, им предоставлено было право рыбной ловли как в самой Волге, между монастырем и островом, так и на самом острове- в озере. Часть острова, предоставленная в их вечное пользование, доставляла им немало и других выгод: с неё они дважды в лето снимали траву, на ней сажали капусту и выращивали тальник. Обилие сена давало возможность содержать достаточное количество скота; капуста и рыба шли и в пищу, и на продажу; тальник доставлял материал для домашнего кустарного производства- корзин, коробов и т.д. Лес, окружавший обитель, служил для них и топливом, и материалом для построек, но на продажу его было недостаточно. Глубокие, с юга и севера окружавшие монастырь овраги доставляли им множество камня, шедшего и на собственные постройки в виде бута для защиты отвесных гор от осыпания и берегов реки Волги от обмывания, и на продажу для мостовых и других работ. Песчанистая и суглинистая почва с небольшой прибавкой чернозема доставляла им хлеб для пропитания. Кроме всего этого они получали еще маленькое «государево жалованье» по шесть рублей в год на весь монастырь, и пользовались небольшими доходами от вотчины в 20 человек крестьян.
Прощание с Учителем
Устроив так детище свое- молодую обитель, подвижник Божий Филарет мог уже спокойно оставить ее своему преемнику. Неизвестно, долго ли жил он после устройства обители, так как достоверно неизвестен сам год ее основания. Одно известно, что в последние годы своей жизни Филарет постоянно благодарил Господа и Царицу Небесную за великую помощь, оказанную ему. Чувствуя свою близкую кончину, он призвал к себе всю братию и, вручая настоятельство над нею строителю Елисею, сказал им: «Вот, братья мои и чада, новый вам начальник и наставник, а меня по моей старости и слабому здоровью, ради Господа, прошу уволить от этого бремени, которое становится непосильным для меня. Благодарю вас за любовь вашу ко мне и за все те труды, какие понесли вы вместе со мной по устройству обители. Но мне нечем вознаградить вас за это: сам Господь вознаградит вас за ваше добро, а я, если и снимаю с себя настоятельство, то не перестану молить за вас Господа. И как любили и слушались вы меня, так любите и слушайтесь нового вашего начальника. А больше всего любите Бога и Пречистую Матерь Его, не забывайте тех благодеяний, какие оказала Она нам через чудотворную икону свою. Живите между собой в мире. Будьте трезвенны. Имейте воздержание, храните пост и чистоту телесную и душевную, и непрестанно молитесь умной молитвой. Вот вам завет мой и благословение. Но я, как и прочие, человек грешный и слабый: быть может, когда я и оскорбил кого-нибудь из вас. Простите меня все. Ибо я чувствую, что недалеко исход мой. Но и за гробом я буду молиться за вас и за обитель сию, если приобрету милость Божию». С глубокой скорбью слушала братия слова любимого учителя. Слезы ручьями текли по щекам их. Но переменить волю Господа своего и желание наставника для них было невозможно. Простившись с братией и сдавши настоятельство свое строителю монастыря Елисею, Филарет удалился от дел, затворившись в безмолвии. Но недолго он пробыл в нем, ибо осенью того же года отошел на вечный покой.
После Филарета дела стали приходить в упадок
По смерти Филарета настоятелями монастыря в последовательном порядке с небольшими друг от друга промежутками были иеромонахи: Елисей, Сергий, Аврамий, Иосиф, Иоасаф, Максим. К сожалению, в архиве церковном не сохранилось подробных сведений о деятельности этих настоятелей и о том, в какой промежуток времени каждый из них управлял монастырем. Вообще история обители, насколько можно судить по оставшимся памятникам, не представляет уже ничего замечательного, кроме разных ходатайств по возобновлению прежних прав на землю, рыбной ловли и т. д. Да и сами настоятели не имели той энергии, какую имел основатель обители. Поэтому обитель, просуществовав около ста лет, стала постепенно приходить в упадок, чему способствовали и нередкие пожары, от которых сгорали неоднократно и храм, и келии. Наконец, ко времени утверждения монастырских штатов при Екатерине II, монастырь пришел в крайний упадок, так что братии в нем стало не более шести человек, да и те едва могли пропитаться. Поэтому в 1764 году монастырь был закрыт, а храм его около 1786 года обращен в приходскую церковь. Немного памятников от прежней обители сохранилось до настоящего времени в приходском храме: чудотворная явленная Тихвинская икона Божией Матери и несколько других икон, две-три грамоты царей, несколько указов, несколько книг, оловянные сосуды, несколько колоколов, два-три священнических облачения- и только. Если к этому присовокупить три деревянные часовни на месте сгоревшего храма, камни у алтаря, оберегающие берег Волги от обмывания, бут деревянный, предохраняющий гору от обсыпания, да дубовые гробы-колоды в могилах, нередко выкапываемые при погребении усопших неповрежденными, то этим и ограничатся все остатки монастырские.
С.Георгиевское при Лухе, ноября 18 дня 1890 г. Священник Иоанн Аф. Иванов
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Ваше мнение?