воскресенье, 14 февраля 2021 г.

Работа с семейными архивами

                                                       
                                                 Потехин Владимир Георгиевич (С.-Петербург)

За последние 10 – 20 лет вопросы поиска своих корней, интерес к истории своей семьи, пусть и недавней, наконец-то приобретает актуальность, становится важным для многих людей. Не является исключением и наша семья. Для такого поиска есть веские основания. К нему подталкивают и сохранившиеся в семейном архиве документальные и фотоматериалы. Но самое главное, появился весьма запоздалый, к моему стыду, предметный интерес к этой сфере семейной жизни. Запоздал он в том смысле, что исчезла возможность узнать родословную, услышать в деталях историю жизни своих родителей, дедушек, бабушек из уст родных нам людей, которые эту историю творили. Кроме того, они помнили о том, как жили, чем занимались наши старшие предки.


К сожалению, поколение наших отцов и дедов часто уходит из жизни до того, как этот вопрос начинает привлекать серьезное внимание нашего поколения. Однако не все оказывается потеряно. Да, наши родители, бабушки, дедушки по известны причинам не спешили делиться с нами, детьми подробностями своей жизни, воспоминаниями. Но они сохранили некоторые предметы семейного быта, часть семейной переписки, фотографии, картины, документы далеких лет, в том числе рукописные материалы. Конечно, многое было утрачено. Низкий им поклон и благодарность за то, что основу этого небольшого наследия им удалось сохранить в условиях Гражданской войны 1919-20 годов и Великой Отечественной войны, в блокадном Ленинграде и при многочисленных переездах в связи с переменой мест службы. 

Наш дед профессиональный художник Владимир Николаевич Потехин в начале 20 века провел около 10 лет жизни в Америке. По возвращении на родину он продолжал также серьезно заниматься и только-только получавшей у нас распространение фотографией. У него было несколько фотоаппаратов Кодак, привезенных им из Калифорнии, и все необходимое для печати фотографий. В результате в семейном архиве есть и фото тех далеких лет. Увлечение передалось и нашему отцу Георгию Владимировичу Потехину. Он занимался фотографией, как любитель, всю свою жизнь, оставил великое множество фотографий и меня еще в детстве тоже заинтересовал этим творчеством.

Современная цифровая фототехника и компьютер открыли новые возможности для создания семейного архива. Раньше на это не хватало времени. Теперь же стала возможна «оцифровка» старых фотографий, любых семейных документов, кино документирование любых семейных событий и т.д. Появилась возможность доступа к архивным данным государственных библиотек, музеев через Интернет.

Мне сейчас 71 год. Моему брату Алексею – 56 лет. Мужскую линию нашей фамилии продолжают его сын Юрий и внук Андрей, которому 6 лет.

О Кинешемских корнях нашей семьи я слышал в возрасте 8-10 лет от отца Потехина Георгия Владимировича. Это были его детские воспоминания об отце Владимире Николаевиче Потехине, о том, какие отец устраивал веселые, озорные шутки, как он рыбачил на Волге, как работал в своей домашней художественной студии. Однажды, пробравшись утром в эту отцовскую студию, мальчишка не устоял перед соблазном внести свои поправки масляными красками на почти законченный большой холст. Работа была безвозвратно испорчена, сын строго наказан, а отец совершенно расстроен. Дело в том, что в голодные на Волге 20-е годы наш дед писал картины на заказ в обмен на продукты. Возможно, по этой причине наказание оказалось неадекватно строгим и впоследствии нашему отцу желание взять в руки кисть уже не приходило.

Когда речь заходила о Кинешме, я с детства часто слышал от отца фразу: «Если Кинешма не город, то и Волга – не река». Он очень любил город, в котором вырос. Однако, я долгое время оставался в неведении относительно не только нашего именитого предка Алексея Антиповича Потехина, но и деда своего – художника Владимира Николаевича Потехина и его интереснейшей биографии. В том нет ничего удивительного. В послереволюционные годы дворянское происхождение, мягко говоря, осложняло жизнь. Но тогда достаточно было в анкете, в графе «социальное происхождение» указать: из служащих, и человек попадал в социально дружественную среду. Мой дед, который действительно стал служащим (преподаватель в школе), и мой отец в документах указывали «из служащих». Впоследствии и я в анкетах писал ту же фразу и никогда за всю свою жизнь не испытывал никаких ограничений со стороны социальной системы. Следует сказать, что никто из нашей семьи никогда не подвергался ни преследованию, ни репрессиям. И дед, и отец любили свою страну, Отечество, свой народ и верой и правдой ему служили. Афишировать свое дворянское происхождение было попросту неумно. Свои способности, умения и опыт они в этой службе применяли, а не демонстрировали. После 1917 года страна начинала другую жизнь. С каким эмоциональным настроем Владимир Николаевич принял эту жизнь после нескольких лет, проведенных в Америке, нам неизвестно. Но ему надо было содержать семью, и наш дед продолжил заниматься тем, что он умел делать – преподавал детям рисование и черчение, открыл у себя дома бесплатную детскую художественную студию. Продолжал писать картины, в том числе по заказу зажиточных крестьян в обмен на продукты. И семья успешно пережила голодные 20-е годы в Поволжье. 

По словам нашей бабушки Серафимы Андреевны Потехиной (Евстафьевой) дед был известен многим жителям города как хороший художник, образованный человек, остроумный собеседник, заядлый охотник и рыболов. Он пользовался большим уважением со стороны знавших его людей. Кроме того, дед писал рассказы и статьи для журнала «Охота» и других. Некоторые из них были напечатаны, но большинство опубликовано не было. Редакция посчитала, что они написаны «буржуазным» языком. После этого дед перестал писать. В 30-е годы некоторые его картины экспонировались в Кинешемском краеведческом музее. Другие, написанные на заказ, сохранялись в семьях заказчиков-кинешемцев и еще вероятно могут быть обнаружены. Часть работ: некоторые картины, наброски, эскизы, рисунки, рукописи рассказов В.Н. Потехина сохранила наша бабушка, не смотря на переезды и тяжелые военные годы.

Инерция умолчания о семейных корнях и фамильных связях, принятого в послереволюционные годы, оказалась весьма стойкой. Эту, можно сказать, уже традицию продолжило и мое поколение. У меня, например, интерес к генеалогии нашей семьи проснулся в середине 70-х начале 80-х годов благодаря очень ненавязчивым стараниям нашей бабушки. Она, будучи уже в возрасте 74 лет и видя отсутствие должного интереса к глубинной истории семьи со стороны старшего внука, написала свои воспоминания в виде коротких справок о наших предках, начиная с Алексея Антиповича Потехина. Сохранились фотографии, художественные открытки, почтовые открытки семейной переписки начала 20 века. 

Новым для меня оказалось то, что в Российской Национальной библиотеке есть книги А.А.Потехина, семи томник (издание книгопродавца К.Н. Плотникова, СПб, 1874г.) и 12-ти томник (Издание Типолитографии Товарищества «Просвещение», 7 рота 20, СПб, 1903г.). Некоторые разрозненные тома мне и моим друзьям удавалось случайно обнаружить в букинистических магазинах Ленинграда.

Здесь же, в Российской Национальной библиотеке я обнаружил, что существует адресная и справочная книга «Весь Петербург». Просмотр этого справочника за период с 1894 по 1918г. (последнее издание) дал мне великолепный начальный материал для составления родословной.

Оказалось также, что Государственное издательство Ивановской области в 1938 году выпустило тиражом 10000 экземпляров «Избранные произведения» А.А. Потехина. А в 1960 году этот однотомник был этим же издательством переиздан тиражом 7000 экземпляров.

 С приобретением в 90-е годы компьютера возможности поиска нужной информации значительно расширились. Труднодоступные ранее источники оказались у меня в распоряжении. Появилась возможность копирования нужной информации, что в прежние годы было большой проблемой. У меня появились электронные версии Большого Русского Биографического словаря, Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона и др. С середины двухтысячных скоростной Интернет еще более расширил возможности поиска и копирования нужной мне информации. Теперь, например, стала доступной электронная версия сочинений А.А. Потехина.

Интернет, кстати, помог первому (виртуальному) знакомству с Кинешмой, ее географией и богатой  историей этого замечательного русского волжского края. Наш отец, уехав в 1935 году из Кинешмы в Ленинград на учебу, так и не смог в силу разных причин (война, дальнейшая военная служба) побывать в своей любимой Кинешме. И нам с братом тоже не удавалось там побывать. Наконец, только теперь эта мечта стала осуществима, и мы привезли на родину наших предков внука Андрея, шести лет от роду, который является пра-пра-пра-правнуком Алексея Антиповича Потехина.

Анализ собранных в довольно большом объеме материалов, касающихся фамилии, открыл всю глубину, широту и разнообразие жизни  и деятельности наших предков во множестве взаимосвязей с разными известными людьми той поры: Ушинским, Писемским, Погодиным, Некрасовым, Толстым и многими другими. Стало ясно, сколь многое еще нам, нашей семье остается неизвестным. Тем более, что до сих пор нет полной биографии А.А. Потехина. Отмечены лишь главные, этапные события его творческой деятельности, а нюансы его взаимоотношений с окружением, раскрывающие его характер, стиль работы, отношение к людям и т.п. можно отыскать только в письмах, дневниках, в его театральных рецензиях, критических статьях о его произведениях. Такие материалы есть во многих литературных музеях, театрах и архивах Москвы и Санкт-Петербурга, в Пушкинском Доме, Российской Национальной библиотеке. Это большое поле для профессиональных исследований. Хочется  надеяться, что найдутся такие профессиональные исследователи, и полная биография А.А. Потехина будет издана.

Прочтение найденных в 70-е годы отдельных драм, повестей, очерков, журнальных статей нашего прапрадеда А.А. Потехина, казавшихся поначалу отчасти скучноватыми, теперь, в зрелом возрасте воспринимаются с неподдельным интересом. Захотелось глубже понять психологию героев этих произведений, основы традиций и характерные черты русского человека, русского народа, происхождение обычаев, частично сохранившихся до наших дней. Такое заинтересованное чтение книг А.А. Потехина склоняет к пониманию действительных заслуг нашего прапрадеда перед отечественной литературой и в его театральной деятельности. Ведь по сути он ратовал за сохранение высоких нравственных начал, свойственных русскому человеку, которые начинали разрушаться под властью денег, в стремлении к наживе. Разве эта беда не актуальна сейчас, в наше время? 

Хвалебные слова в его адрес, которые звучат в статьях, посвященных 50-летию его творческой деятельности (П. Морозов. Писатель-народник А.А. Потехин. В журнале «Мiръ Божий» №11, 1901г., Н. Тамарин. К 50-летию литературной деятельности А.А. Потехина, П.Д. Боборыкин. Алексей Потехин. К 50-летию его писательства. Брошюра Известий Императорской Акад. Наук, т.VII (1902) кн.1 стр. 17-38.), уже не воспринимаются как формальная дань многолетнему творчеству. Это очевидно заслуженная оценка действительного вклада и в русскую литературу, и в театральную реформу тех лет, и в русскую словесность. Звание почетного академика по разряду изящной словесности Императорской Академии Наук А.А.Потехину было присвоено не зря.

Сейчас многие люди стали интересоваться своей историей, своей родословной. В наш компьютерный век сбор и систематизация материалов о своей семье значительно упростились. Конечно, изучив документы и фотографии из семейного архива, начинать надо с расспросов своих родных и друзей старшего поколения. Можно начинать с минимума информации. Его хватит для построения генеалогического дерева. Для этого есть специальные компьютерные программы. Например, программа «Дерево жизни» на основании собранных данных построит вашу родословную в виде генеалогического дерева и обеспечит  систематизацию, хранение и отображение всей собранной информации. Программа имеет бесплатную версию, которая ограничена сорока персонами. Этого вполне достаточно для начала. Она автоматически строит генеалогическое дерево с фотографиями. Содержит механизм событий, для создания сложных жизнеописаний. Позволяет хранить мультимедийные данные (текст, фото, звук, видео), имеет возможности поиска, сортировки и фильтрации данных, получения статистики. Набор персон, отображаемых в генеалогическом дереве, может быть различным, от только прямых предков и потомков персоны до всех ее родственников.

Есть и другие подобные программы. Например, программа Geno Pro. Все это легко можно найти в Интернете и скачать на свой компьютер для работы. 

Для тех, кто серьезно интересуется вопросом «с чего начать?», в том же Интернете, на сайте Geno.ru есть «Курс практической генеалогии» В.А. Петрова.

Мне, например, без особых усилий удалось составить генеалогическое дерево нашей фамилии от нашего предка, кинешемца Потехина Макара Федоровича (XVIII век) с помощью программы «Дерево жизни».

Кинешемская земля дала России немало толковых, замечательных людей, сделавших для нее множество добрых дел. В России помнят имена Бредихина Ф.А.(1831-1904г.), Кустодиева Б.М. (1878 — 1927 гг.), Островского А.Н. (1823 — 1886гг.), Невельского Г.И. (1813-1876гг.), А. П. Бородина (1833-1887), Рузского Н.П. (1865-1927), Аренского А.С. (1891-1906), Василевского А.М. (1895 — 1977) и среди них плеяда братьев Потехиных: Алексей Антипович, Николай Антипович, Павел Антипович, Константин Антипович.

Низкий поклон всем исследователям биографии и творчества А.А.Потехина, профессионалам и любителям, ученым, краеведам, театральным, музейным и библиотечным работникам. Успехов в Вашем благородном деле.


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Ваше мнение?