СВЯТОЙ БЛАГОВЕРНЫЙ ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ ГЕОРГИЙ (ЮРИЙ) ВСЕВОЛОДОВИЧ
1189 г. — 1238 г.
Святой благоверный Великий князь Георгий (Юрий) Всеволодович родился в 1189 году в городе Владимире Клязменском. Родители его были Великий князь Владимирский Димитрий-Всеволод III и супруга его Великая княгиня Мария Шварновна. По древней традиции, существовавшей вплоть до XIV века на Руси было принято давать детям князей два имени: одно славянское — в день рождения (заключавшее в себе слова мир, власть, слава и т.д.) или бывшие созвучными с христианскими именами. Это имя считалось княжьим именем. Вторым именем — христианским младенец нарекался при крещении. Причём первое имя было более известным.
Великий Всеволод был одним из достойнейших князей русских, украшенных христианскими добродетелями. По летописным источникам он «добрых миловал, злых казнил, не уважал лица сильных и не давал никого в обиду, не напрасно нося меч, ему Богом данный». Но при этом он, как повествуют те же летописи, не возносился этой земной славой, не величался собою; но надежду во всем возлагал на Бога, ибо имел всегда в сердце своём страх Божий. Князь Всеволод оставил по себе великую память во Владимире — это белокаменные храмы!
Мать Георгия, княгиня Мария Шварновна, как и супруг её была истиной христианкой. Отличалась добротой и благочестием, пребывала в страхе Божием и любви к ближним. Закончила свой земной путь в женской обители, устроенной её благоверным супругом, где приняла иноческий постриг. Не удивительно, что такие боголюбивые родители воспитали столь благочестивого сына, каким был Георгий.
Будучи ещё только двух лет от роду, Георгий, по сказанию летописцев, оказывал уже ревность к благочестию и вере отеческой. Когда был трёх лет, он в городе Суздале через постриг был введён в княжеское достоинство епископом Иоанном. Тогда же трёх лет отроду мальчик был посажен на коня. Ежедневно он посещал богослужения в храме. Внимая чтению и пению церковному княжич возрастал не только телесно, но и духовно. Приятно было родителям видеть такое благочестие в своём юном сыне, и они слушали его больше, чем других сыновей. В 17 лет Георгий лишился нежно любимой матери. Трогательное прощание сына с умирающей матерью описано древними летописцами.
По достижении 19 лет Георгий Всеволодович вступает в брак с дочерью Великого князя Киевского Всеволода Чермного Агафией. Благочестивому Георгию Бог даровал достойную супругу.
До самой кончины родителя мирно текла жизнь во Владимире благоверного князя. С 25 лет начинается его самостоятельная деятельность для Церкви и отечества.
Чувствуя приближение смерти, Великий князь Всеволод потребовал к себе всех своих детей, чтобы объявить им свою волю. Все сыновья явились по зову, кроме Константина, который не желал подчиниться воле отца. Три раза отец посылал за сыном, но безрезультатно. Огорченный князь Всеволод собрал сход из бояр и народа владимирского и пред ними излил скорбь свою на сына. Решено было народом лишить Константина старейшинства и передать великокняжеский престол Георгию. Итак, Георгий Всеволодович, будучи 24 лет от роду, объявлен был Великим князем Владимирским и благословлён на этот подвиг умирающим родителем.
— Будь братьям вместо отца, — так завещал ему умирающий князь.
В начале братья жили мирно. Георгий, хотя и был Великим князем, но Константину, как брату старшему, оказывал уважение и любовь. После похорон отца, он отправился к нему в Ростов, чтобы обсудить семейные дела. Константин во время их встречи не показывал никакой неприязни.
Посещая Константина в другой раз, смиренный Георгий соглашался, лишь бы только не было вражды между братьями и кровопролития, даже уступить Константину великокняжеский престол:
— Брате Константине, — говорил Георгий, — если ты хочешь Владимира, иди, садись в нём, а мне дай Ростов.
Но Константин упорствовал на своем.
— Ты сядь в Суздале, — отвечал он Георгию.
Минуло пять лет. Константин (по зависти) продолжал строить коварные планы против брата. И явился некто князь Мстислав со своим наёмным войском. Он то и предложил Константину свои услуги против Георгия. Произошла вблизи города Юрьева кровавая битва. За Константина были ростовцы и новгородцы с Мстиславом и его дружиной; за Георгия владимирцы, суздальцы и переславцы. На стороне первых была и численность войска, и отчаянная храбрость, испытанная во многих битвах. Георгий же потерпел поражение. Но он не впал в ожесточение. А, памятуя о промысле Божияем, вышел к победителям с дарами и сказал им:
— Братья, вам челом бью, вам живот мне дать и хлебом меня накормить!
Советом Константина и Мстислава назначен был ему в удел бедный Волжский Городец, или Радилов. Перед отъездом из Владимира Георгий вошёл в соборный храм Богоматери, где со слезами упал пред чудотворной иконой Богоматери, омыл слезами гроб родителя своего, попрощался и с великою надеждой на милосердие Божие отправился в назначенный удел свой. В числе немногих друзей пожелал покинуть Владимир и сопровождать князя епископ Владимирский Симон.
Мстислав, завершив своё злое дело, отбыл восвояси, а Константин сел во Владимире. Но не пришлось ему насладиться такое желанною властью. Ибо совесть его обличала, а здоровье его сильно пошатнулось. И вот, измученный душевными терзаниями, призывает Константин к себе во Владимир Георгия. Тот же, забыв старые обиды, скоро едет к нему. Братья свиделись и примирились. Не иначе, как по молитвам благочестивых родителей, снизошёл на них дух любви и покаяния.
Войдя в соборную церковь Богоматери, они при гробе родителя, целовали крест. Константин упросил Георгия перебраться в Суздаль и объявил его наследником своего престола, а через год отошёл ко Господу. Так, смиряясь воле Божией, Георгий во второй раз воссел на престол Владимирский.
И воцарился мир во великокняжеских владениях Георгия. Братья и племянники, наделённые им городами, почитали Георгия как отца и внимали его советам. Народ благословлял Бога и Великого князя Георгия за тихое и мирное житие. Объединившиеся князья смогли дать достойный отпор своим внешним врагам — болгарам и мордве, жившим по берегам рек Оки и Волги. В три похода эти враги были совершенно усмирены. Великий же князь, будучи мудрым правителем и политиком, решил заложить на Волге город-крепость для охраны своих границ. Так в 1221 году возник знаменитый Нижний Новгород. Великий князь заложил в нём храмы Всемилостивого Спаса и Архангела Михаила.
Жители Нижнего Новгорода благоговейно почитали своего основателя и в день его памяти во всех церквях Нижнего Новгорода совершалось праздничное богослужение. В апреле 1875 года по просьбе жителей Нижнего Новгорода была направлена из Владимира и установлена в Архангельском соборе икона святого Георгия с частью мощей его.
Славные походы на неприятеля и мир внутри страны укрепили авторитет Великого князя. Это доверие внушило князьям южной Руси мысль обращаться к Георгию за советом и помощью. Что было достаточно разумным с их стороны.
Великий и мудрый князь Георгий рад был послужить отечеству и ближним. Первосвятители русские, Киевские митрополиты, не раз посещали его во Владимире и благословляли на достойные труды во славу Божию. Ценили его труды и хвалили за благолепие храмов Божиих и благочестивую жизнь подданных его. Митрополит Кирилл, во время пребывания своего во Владимире в 1225 году, на место скончавшегося добродетельного Симона рукоположил во епископа Владимира, Суздаля и Переславля игумена Владимирского Рождественского монастыря Митрофана. Событие — дотоле небывалое во Владимире!
Наслышанный о благочестивой жизни Владимирского Великого князя Римский папа Григорий IX пытался совратить его в латинство. Но потерпел неудачу.
Но не долгим было тихое и мирное житие святого Георгия. Ибо святые подвергаются тяжёлым испытаниям веры. Многими скорбями вел Господь своего верного раба к святости. В период княжения Великого князя не было в стране ни междоусобий княжеских, ни нападений со стороны внешних врагов. Но это видимое благополучие было лишь затишьем перед бурей. Страшные знамения, время от времени повторявшиеся в природе, служили как бы предвестниками грядущих бедствий. Так, летом 1223 года была страшная засуха во всей Владимирской области. Горели леса и болота; воздух был наполнен такою мглою и дымом, что птицы падали на землю и звери из лесов бежали в города и селения, и был страх и ужас на всех. Страшные кометы в том же 1223 и 1225 годах пугали суеверный народ. Но в особенности тяжёл и грозен был для большей половины Руси 1230 год.
3 мая 1230 года во Владимире во время богослужения случилось такое сильное землетрясение, что многие церкви пошли трещинами, иконы попадали. Пугали народ и солнечные затмения. А с конца 1236 года начали доходить до Владимира слухи о татарах, которые несметные полчища свои надвигали все ближе и ближе к владениям Руси. Наконец является во Владимир посольство из Рязани к Великому князю Георгию Всеволодовичу с просьбой о помощи против татар, наступавших на Рязанское княжество.
В великом смятении пребывал князь и подданные его по поводу сего посольства: давать помощь или отказать в ней. Решили отказать, чтобы приберечь силы для защиты своих владений.
Между тем 21 декабря 1237 года татары, после ужасной сечи, разорили Рязань и, оставляя за собою кровавый след, убивая и грабя, направились на Коломну. Далее на их пути была Москва. В Москве княжил тогда второй сын Великого князя Георгия Всеволодовича — Владимир. Узнав об этом, Великий князь Владимирский отправляет своё войско к Коломне, под предводительством своего старшего сына Всеволода и опытного в битвах воеводы Еремея Глебовича. Здесь, у Коломны, и встретилась впервые владимирская рать со «звероподобным врагом». Но, не смотря на отвагу ратников, большая их часть вместе с воеводой пала на поле брани. Всеволод с малою дружиной едва спасся бегством во Владимир. После взятия Коломны, татары двинулись на Владимир. Москва, по тем временам — небольшой городок, была сожжена дотла, а жители убиты. Князь Владимир попал в плен. Будучи пленником и вынужденным следовать за ордой, он претерпевал на пути ужасные лишения и страдания.
Георгий Всеволодович осознавал всю безнадежность своего положения. Он понимал, что своими силами в одиночку ему не одолеть врага. Нужно было собрать всю Русь на борьбу с жестокой и безжалостной саранчой, сметающей на своём пути всё живое. Но во Владимире собрать такие силы в короткий срок было немыслимо. Ибо орда неумолимо и спешно надвигалась на столицу северо-восточной Руси.
Решение, принятое Великим князем в данной ситуации, можно отнести только к разряду подвигов отчизны ради. Оставив в столице под охраной небольшой дружины самых близких сердцу людей — жену, детей и внуков, князь отправляется на берег реки Сити (ныне Ярославская область), где собирается объединённое русское войско для решающей битвы с татарами. Трогательно описывают летописцы прощание с Великим князем. Словно предчувствали люди великую беду и провожали князя в последний поход с плачем:
— И бысть плач велий во граде и не бе слышати, друг ко другу глаголюща в слезах и рыдании.
«Месяца февраля в 3-й день во вторник, за неделю прежде мясопуста, — так начинает летописец скорбную повесть о нашествии татар на Владимир, — приидоша множество кровопроливцев хрестианских, без числа, яко прузи».
Укрывшись за городскими воротами, владимирцы покорно ожидали своей участи. С крепостных стен над Золотыми воротами старшие сыновья князя Всеволод и Мстислав с опытным воеводой Петром Ослядюковичем наблюдали за манёврами врага. Татары первоначально не пошли на штурм крепости, но требовали от владимирцев сдачи города. От орды отделился небольшой конный отряд и направился к Золотым воротам:
— Где Великий князь Юрий, в городе ли он, — был первый вопрос их к владимирцам.
Владимирцы, вместо ответа пустили на врагов стрелы.
Но тут татары вывели перед собою пленённого князя Владимира Георгиевича.
Братья и народ не могли удержаться от слёз, при виде дорогого сердцу князя, измученного и ослабленного. Сам же князь, оставался твёрд и непреклонен и призывал братьев своих не слушать льстивые речи врагов и не отдавать города варварам. Благородный князь считал, что лучше умереть за Отечество и Пресвятую Богородицу, чем быть орудием в лукавых руках врагов-изуверов.
Взбешённые смелой речью князя, ордынцы набросились на героя и растерзали его на глазах всего народа. Только и успел князь вознести слова краткой молитвы ко Иисусу Христу.
Татары же осознав, что владимирцы добровольно не сдадутся, расположились станом вокруг города. И было их несметное количество. У владимирцев не было надежды на избавление от врага. Но никто из них не впадал в уныние. Каждый жаждал ринуться в битву, как можно дороже отдать свою жизнь на поле брани. Никого не манил позорный плен и постыдное рабство.
Один только старый и мудрый воевода Петр Ослядюкович сдерживал горячность ратников и молодых князей. Он понимал, что горячность неминуемо приведёт к необдуманной гибели дружины, что будет только на руку врагам и откроет им скорый доступ в город. Он не оставлял надежду на то, что сдерживая наступление врага, они дадут Великому князю время собрать войско и спасти город.
Князья доверились мудрым доводам воеводы и смирили свой пыл, обратившись с усердной молитвою к Богу.
— И начаша, — повествует летописец, — молебны пети и рыдания слез пролияша много ко Господу Богу и Пречистой Его Матери Богородицы.
Между тем татары, окружив город осадным станом, направились на Суздаль.
Прекрасный Суздаль был сожжён и разграблен. Жители города в большинстве своём были убиты. А те, что попали в плен, безропотно следовали за ордой по морозу «голы и босы», падая в изнеможении.
После разграбления Суздаля Батый приказал взять Владимир. И вот 6 февраля татары начали готовиться к взятию крепости. Горожане готовились к мученической смерти. Прощались и испрашивали друг у друга прощения, исповедовались и причащались Святых Таин, иные принимали монашеский постриг. Все осознавали, что участь великого города предрешена.
Князья молились в храме, прощаясь с жизнью, с близкими… Но и на пороге смерти они за забывали о судьбе России, просили у Бога, да не погибнет на веки Отчизна любимая и слава её. Город был взят 7 февраля. Владимир был опустошён и разорён.
Горсть защитников города не могла выдержать напора целой орды. Князья Всеволод и Мстислав со своей дружной пали от мечей татарских.
Татары убивали и грабили. Золото, серебро, драгоценные камни, сосуды, одежды первых Великих князей, которые хранились в церквах в память о них, даже богослужебные книги, сделались достоянием хищников. С чудотворных икон были сорваны ризы и украшения. Но ни богатая добыча, ни кровавые жертвы избиваемых не могли насытить рассвирепевших татар. Они искали для расправы княжеское семейство.
Епископ, великокняжеская семья, архимандриты и игумены, бояре и именитые граждане, укрылись на восходных полатях (нынешних хорах), куда вела потайная лестница в храме Богоматери. Разъярённые варвары разожгли костры под полатями и укрывшиеся задохнулись и погибли от дыма и огня.
С молитвой на устах, предали души свои Господу епископ Митрофан, Великая княгиня с дочерью, снохами и внуками. Обгоревший храм Богоматери остался их печальным памятником.
Только в конце февраля Великий князь Георгий Всеволодович узнал о гибели стольного города и своего несчастного семейства. Как многострадальный Иов, разом лишился он всего. Не лучшей участи ожидал он и себе. Ибо осознавал князь, что не одолеть ему великой орды варваров.. Отправляясь на берега реки Сити, он надеялся собрать великое войско, достойное противостоять врагу. Но не оправдались его надежды. Не все князья откликнулись на его призыв к объединению сил.
«Господи, Вседержителю, — восклицал он, выслушавши печальную весть о происшедшем во Владимире, — сие ли угодно Твоему человеколюбию! Подобно Иову, лишился я теперь всего; но знаю, что грех ради наших все сие случилось; да будет воля Господня, буди имя Господне благословенно от ныне и до века. Ох мне, Владыко! И зачем я остался жив один, кроме сих новых мучеников? Сподоби, Господи, и меня пострадать за Твое Святое имя, христианскую веру и народ православный и причти меня к лику Святых Своих мучеников».
И такой случай (положить душу свою за други своя) вскоре представился. 4-го марта завязалась «брань великая и сеча злая», в которой, как вода, лилась кровь человеческая. Но сила великая и злая взяла перевес над храбростью. Полегли в тот день русские витязи на поле ратном. Не избежал их участи и Великий князь: обезглавленный, он пал на поле битвы «яко добр воин, яко непобедим мученик за веру и Русь православную, яко Христос храборник». Мученическая кончина его последовала на 49 году жизни. Княжил же святой 24 года.
И остался Великий князь в памяти людской, как человек, достигший при жизни ангельской добродетели и святости, кроткий и смиренный, мудрый и справедливый, христианин истинный, трудами своими доказавший преданность Богу и Отечеству.
Удивительна история обретения мощей святого. По промыслу Божиему возвращался с Бела озера к месту своего служения Ростовский епископ Кирилл, возведённый в сан из архимандритов Владимирского Рождественского монастыря. Мимо реки Сити, где произошла страшная сеча, пролегал путь его. Владыка зашёл на поле брани, чтобы там помолиться об упокоении душ убиенных. По великокняжеской одежде признал он обезглавленное тело Великого князя Георгия. Главы княжеской ему обнаружить не удалось. С великим благоговением перевёз архипастырь тело святого в Ростов, где и захоронил его в соборном храме со всеми почестями. Позднее была обретена и честная глава мученика, которую приложили к телу.
Год спустя — в 1239 году новый Великий князь Владимирский Ярослав Всеволодович повелел перенести гроб с телом почившего брата своего Георгия из Ростова во Владимир. Гроб с мощами страстотерпца был установлен в храме Богоматери, где уже находились родители Великого князя и его державные предки.
И было угодно Господу послать жителям растерзанного города великое утешение и укрепление в вере христианской. При вскрытии гроба с останками святого все присутствующие стали свидетелями великого чуда Божия: святая глава Георгия, отсеченная мечом варвара, и позднее положенная во гроб рядом с телом, приросла к честному телу его, так что не видно было на шее и следа отсечения её.
И с тех пор стали получать «с верою приходящие» многочисленные исцеления у мощей святого.
Но только через 407 лет после кончины князя Господь благоволил вполне прославить своего угодника. Произошло это 5 января 1645 года при Патриархе Всероссийском Иосифе во время царствования Михаила Феодоровича. Святые мощи Великого князя Георгия из каменного гроба были переложены в серебряную с позолотой раку.
Рака со святыми мощами благоверного Великого князя Георгия помещается в Успенском соборном храме.
Празднество в честь святого благоверного Великого князя Георгия совершается Церковью 17 февраля.
Благоверный Великий князь Георгий почитается основателем не только Нижнего Новгорода, но и старинного волжского города Юрьевец.
Юрьевец — древнейший город России. Его основание датируется 1225-м годом. Возведён был Юрьевец для укрепление и защиты пределов Руси от набегов с востока. На месте Юрьевца издревле находилось поселение, упоминание о котором датируется 1150-м годом. Своё название город получил в честь своего основателя. Первоначально он был назван Юрьев-Повольский. Далее были ещё переименования — Георгиевск, Юрьев-Поволжский, а потом название было сокращено, и он стал называться «Юрьевец». Статус города он получил в 1778-м году.
Какое предвидение было у великого князя, когда он выбирал место для Юрьевца. Высокий берег, широкий обзор. Основной транспортный путь — Волга. Гора, с которой открывается прекрасный вид на красавицу Волгу и по сей день называется «Глазова», чтобы никого не пропустить, не проглядеть. В тоже время –надёжность тылов, непроходимые леса и болота. Леса изобиловали дичью, болота — ягодами. Всё упование возлагали люди на Господа и Пресвятую Богородицу. Строили прекрасные храмы…
Существует легенда, что место для строительства Юрьевца было показано Великому князю Георгию Всеволодовичу Владимирскому в сонном видении. В 1225 году Великий князь возвращался из Ростова, где навещал своих племянников (в Ростове и Ярославле). Доплывши до реки Унжи, притока Волги, он остановился на отдых. Во время сна он имел видение, что на противоположном, поросшем лесом крутом берегу стоит икона Георгия Победоносца, перед которою горит неугасимая свеча. Несколько раз повторялся этот сон. И понял князь, что сон этот не простой и решил сам взглянуть на ту гору и отправился в путь. Со стороны Волги он действительно увидел мерцание света. Приблизившись к берегу, князь с боярами поднялись на гору. И вот в лесной чаще на крутой горе, названной позднее Георгиевской, князь действительно обрел икону и перед ней горящую свечу.
На месте обретения иконы, принимая это за указание свыше, князь Георгий и повелел заложить город, назвав его по имени своему и в честь угодника Божия — Георгиевском или Юрьевом Повольским, в отличие от Юрьева Польского и Ливонского. Приказал построить деревянную церковь во имя святого Великомученика Георгия.
Юрьевец имел значение как княжеская стратегическая крепость на пересечении важнейших транспортных магистралей: реки Волги и торгового пути вдоль её течения и Большой Столбовой дороги от Владимира (позднее Москвы) через Лух, Юрьевец и по Унже на Северную Двину или на восток по Вятке и Каме на Урал.
Юрьевец всегда был в прямом подчинении столице. Иван Грозный брал город в свою опричнину, а Алексей Михайлович строил здесь свой запасной Кремль, который к слову сказать на 400 метров был больше по периметру, чем Московский.
Роль торгового пути по Волге была столь велика, что позднее в «удобных и населённых местах» на волге вырастают города-станы, города-крепрости: Кинешма, Пучеж, Лух, Плес и сёла: Решма, Ёлнать, Нежитино, Спасское (Красногорье) и прочие.
В.Н.Татищев, изучая освоение князьями волжских берегов, пришёл к выводу, что заселение Волги шло сверху вниз, постепенно и поэтапно: Ярославль — выход на Волгу; Кострома и Юрьевец — перекрыли Волгу от набегов новгородцев, черемисов, болгар; Нижний Новгород- защитил Волгу и Оку от набегов болгар. И сколь прекрасны города на Волге, столь прекрасны были их основатели — великие собиратели земли русской. Среди которых ярким светильником на небосводе Святых Русской Православной Церкви сияет имя Великого святого и благоверного князя Георгия Всеволодовича.
Дни памяти
17 февраля
6 июля — Собор Владимирских святых
17 июля (переходящая) — Собор Тверских святых
11 сентября (переходящая) — Собор Нижегородских святых
Тропарь благоверному князю Георгию (Юрию) Всеволодовичу Владимирскому, глас 8
На высоте́ вели́каго княже́ния седя́,/ яви́лся еси́, благоче́стием и ве́рою сия́я оте́честву своему́, я́ко со́лнце;/ по Святе́й Тро́ице ре́вностию разже́гся/ и за ве́ру кре́пко пострада́в, кровь твою́ пролия́л еси́./ Тем и отсе́ченая твоя́ за Христа́ глава́ свиде́тельствует я́ве о тебе́,/ приле́пшая по сме́рти к телеси́ твоему́,/ с не́юже и до днесь нетле́нны пребыва́ют мо́щи твоя́,/ от ни́хже источа́еши исцеле́ния душа́м и телесе́м на́шим./ Но я́ко дерзнове́ние име́я ко Христу́, страстоте́рпче Гео́ргие,/ непреста́нно моли́ держа́ву твою́ и сро́дник твои́х// безвре́дну сохрани́ти моли́твами твои́ми. Перевод: На высоте великого княжения восседая, явился ты, благочестием и верой сияя, как солнце для отечества твоего, о Святой Троице ревностью воспламенившись и за веру сильно пострадав, кровь свою пролил ты. Потому и отсеченная за Христа голова твоя свидетельствует явно о тебе, присоединившись после смерти к телу твоему, с ней же и по сей день нетленными пребывают мощи твои, от них же источаешь исцеления душам и телам нашим. Но, как имеющий дерзновение ко Христу, мученик Георгий, непрестанно моли государство твое и соотечественников невредимыми сохранить по молитвам твоим.
Кондак благоверному князю Георгию (Юрию) Всеволодовичу Владимирскому, глас 8
Христо́ве сме́рти подо́бяся/ и Того́ испи́ти ча́шу возжеле́в, я́ко Живота́,/ за Него́же му́жески подвиза́лся еси́, презре́в земно́е ца́рство,/ от безбо́жных ва́рвар пострада́в до сме́рти,/ Гео́ргие Богому́дре.// Тем моли́, спасти́ся ве́рным лю́дем моли́твами твои́ми. Перевод: Христовой смерти подражая и Его чашу испить желая, как (чашу) Жизни, за Него ты мужественно подвизался, презрев земное царство, от безбожных язычников пострадав до смерти, Георгий Богомудрый. Потому моли о спасении верующих людей в молитвах своих.
Молитва благоверному князю Георгию (Юрию) Всеволодовичу Владимирскому
О, богоизбра́нный чудотво́рче, пресла́вный уго́дниче Христо́в, Це́ркве Правосла́вныя побо́рниче, Ца́рства Росси́йскаго защи́тниче, вели́кий кня́же Гео́ргие! Прекло́ньше коле́на, мо́лим тя: при́зри на ны гре́шныя, прибега́ющия к твоему́ заступле́нию, услы́ши сие́ ма́лое моле́ние на́ше и те́плым твои́м предста́тельством умоли́ ми́лостиваго Бо́га, Ему́же предстои́ши с ли́ки А́нгел и со все́ми святы́ми, да сохрани́т нас в едине́нии Правосла́вныя Це́ркве и утверди́т в сердца́х на́ших дух пра́выя ве́ры и благоче́стия, и изба́вит нас от вся́каго зла́го искуше́ния. По вели́цей любви́ твое́й, е́юже бли́жния твоя́ возлюби́л еси́, испроси́ у всеще́драго Го́спода Оте́честву твоему́, и на́шему ку́пно, мир и благоустрое́ние; всем же нам, недосто́йным, усе́рдно к тебе́ припа́дающим, богоуго́дное и безмяте́жное житие́. О святы́й засту́пниче наш, не оста́ви нас сла́бых и безпо́мощных, моли́ся за ны ко Го́споду и Пречи́стей Влады́чице Богоро́дице, подви́гни с собо́ю на моли́тву о нас богопросла́вленныя сро́дники твоя́, святы́я кня́зи Андре́я и Гле́ба, с ни́миже вку́пе зде на земли́ нетле́нными моща́ми почива́еши и на Небеси́, у Престо́ла Царя́ Небе́сного предстои́ши, да да́рует Он всеще́дрый вся нам, я́же к по́льзе вре́менней и ве́чней потре́бная; да не возда́ст нам по дело́м на́шим, но по неизрече́нному человеколю́бию Своему́ прости́т согреше́ния на́ша, да изба́вит нас от вся́кия ну́жды и печа́ли, ско́рби и боле́зни; да ниспосле́т нам благо́е наме́рение и си́лу подвиза́тися в исправле́нии жития́ на́шего, и в бу́дущем ве́це да сподо́бит нас вни́ти в Ца́рствие Небе́сное и сла́вити всесвято́е и́мя Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Ваше мнение?