для ваших школ
Нашим Кинешемским учителям словесности и всем любителям русской литературы сделан необычайный подарок к Рождеству. Это « Записки сельского учителя. О русской литературе» Н.А. Лобастова в 4-х частях.
Книга настолько уникальна и своевременна, что не веришь глазам, когда начинаешь читать только лишь оглавление. Например, в первой главе «школа», видим такие разделы: притча о блудном сыне; стратегическая задача государства; …критерий истины – Евангелие; литература – зеркало жизни писателей и т.д.
Второй раздел «понятийный аппарат учителя» содержит темы: система координат; вера; …государство; разум; личность;…свобода;…гуманизм; …патриотизм и т.д.
К сожалению, в этой краткой аннотации нет возможности подробно всё перечислить и остановиться на всех достоинствах этого труда.
Но, главное, что очень важно - книги написаны настолько живым языком, материал так систематизирован и продуманно изложен, позиция автора такая чёткая и чистая, что
читаются книги эти легко и с большим интересом. Великолепна книга третья о Толстом и Достоевском. Отчётливо видишь два противоположных направления движения души, и для нас это очень важно сейчас.
Дело в том, что все авторы, творчество которых рассматривает Лобастов, входят в школьную программу. И подобного рода обзорной систематики для учителей просто нет.
А здесь автор даёт огромное количество ссылок, сопоставлений, и перед нами открывается поразительная по трагичности картина русской литературы ХIХ века. Не один Л.Н. Толстой, а все они явились в какой-то степени этим зеркалом русской революции. Западничество, которое вошло в нашу жизнь через Петрово «окно», в этом веке укоренилось до того, что жизнеутверждающая нравственная Пушкинская линия, казалось бы, совсем иссякла. Всем нравилась Анна Каренина, которая изменила мужу и бросилась под поезд и Катерина, которая сделала то же самое, но бросилась в реку, а Пушкинскую Татьяну Ларину Белинский обвинял в ханжестве и лицемерии, потому что она этого не сделала. Думаю, мы и по сей день не можем развязать все узлы, которые навязали нам в литературе ХIХ века. И основной из них – отход от православия и церкви.
Хотя изобразительное богатство нашей литературы поражает. Как ни странно, но писатель бывает выше своего мировоззрения, и не любить нашу литературу нельзя.
Но мы теперь знаем то, чего они ещё не знали, когда ставили под сомнение государство, православие, веру, семейные ценности. Они не знали, к чему всё это вольнодумие приведёт.
Все дети того же Толстого уедут и будут жить за границей, кто в Италии, кто в Швейцарии, кто где… А дети царя будут зверски убиты вместе с родителями в подвале Ипатьевского дома… И будет много разрухи и крови. «По плодам их узнаете их».
И только ХХ век, который многие до сих пор считают веком безбожия, потому что все тогда учили атеизм, на самом деле явится удивительным временем возвращения к вере. Через страдания, гонения явится сонм новомучеников, и молитвы будут крепнуть, и после 1989 года, года Тысячелетия Крещения Руси, вновь зазвонят колокола и зазвучат песнопения. Но плата за отступление от веры очень дорога.
И потому, чтобы мы были внимательны к слову, которое нам дано произнести, за которое мы будем в ответе перед теми, кого осмеливаемся учить, - рекомендую, с благодарностью
автору этих книг, которые он великодушно предложил в подарок нашему Кинешемскому епархиальному управлению – поспешить их получить. Для этого надо подняться на второй этаж нашей епархии в методический кабинет к Потехиной Елене Александровне.
А Николаю Алексеевичу Лобастову, преподавателю литературы высшей категории с.Лысково Нижегородской области, редактору газеты «Свет Православия» наш низкий учительский поклон и многая ему лета.
Наталья Евгеньевна Бухарова, с. Жарки Юрьевецкий район.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Ваше мнение?