четверг, 26 марта 2020 г.

Радио Радонеж 2013 год

На вопросы слушателей отвечает протоиерей Виктор Салтыков и матушка Юлия Колосова. 
Ведет передачу Евгений Никифоров.



- Батюшка - человек известный в нашей церкви, хотя и служит на дальнем-предальнем приходе, ставшем знаменитым - приходе в селе Жарки Ивановской области. А знаменитым он стал благодаря фильмам "Русский заповедник", "Одинокий рай", "Кавказский фронт". Эти мощные, очень удачные телепроекты стали лауреатами фестивалей "Радонеж".

Матушка Юлия является дочерью отца Виктора и проживает в соседнем приходе. Я, матушка, помню вас совсем махонькой, только что принесли из роддома. Мне сейчас так умилительно и приятно смотреть, какая вы взрослая, красивая женщина, и как у вас много детей. Сколько их?
- Пятеро.
- Пятерка вам за ваш послужной список. Это крайне приятно. Отец Виктор и матушка Юлия - мои давние друзья, можно сказать, с детства. Батюшка, я хотел бы, чтобы мы сегодня посвятили нашу беседу жизни отдаленного прихода, этого русского заповедника. Почему возникло такое название? Фильм очень искренний, о вашем селе, об этих махоньких Жарках. Как там вообще вы можете обитать? Очень бедный приход. Даже не то, что бедный - нищий. И вместе с тем, удивительно благодатно процветающий. Как это происходит?
- На земле, когда живешь, никогда не пропадешь. Это на балконе, когда все хорошо, а тут отключили рубильник, и все - беда пришла. А на земле что? Если только замашки немножко окоротить, то и ничего. Коровку завел, овечек, пчел, рыбу можно ловить потихонечку, дровишек наколоть. Глядишь, зимой тепло, молочко есть и, слава Богу, перезимуешь.
- Но это же такие затраты телесные, столько энергии требуется!
- Да нет, слава тебе Господи, деревня такая глухая, но она и хорошая тем, что глухая. Потому что люди в такой глухомани - в кавычках «глухомани», естественно, они ближе к небу, чем другие, которые якобы находятся в эпицентре событий. Они еще не утратили навыков труда. Они растерялись из-за этих событий всем известных. А растерялись потому, что привыкли в смирении, в послушании, не думая, работать и работать. А тут говорят - не нужны вы. Ваша работа никому не нужна. Вы неэффективные собственники земли - и до свидания. А церковь - она же мать. Она и приняла этих растерянных людей. Ну, запили они там маленько. А трудиться начали - глядишь, когда работаешь, оно и выгорает похмелье быстро. Когда бездельничаешь - тогда похмелье тяжело. А на сенокосе не побалуешь. Час помучаешься без воды, жара, потом ничего, втянешься. Так, что глухие места - на самом деле места, где теплится жизнь. Даже не теплится - как заквасочка сохраняется в надежде на то, что она когда-нибудь сквасит и все остальное жизненное пространство.
- Раба Божья Валентина. Евгений Константинович, дайте совет. В какую православную гимназию в первый класс записать ребеночка посоветуете?
- "Радонеж" учредил три гимназии, и они, слава Богу, одни из лучших. Недавно по рейтингам "АиФ", это буквально позавчера, гимназия "Радонеж" у них первая стоит. Очень почетно и приятно быть в любых рейтингах первыми. Вот, гимназия "Радонеж". Но они все находятся почти на околице нашей столицы. Есть гимназия Иоанно- Богословская отца Сергия Махонина. В любом справочнике можно о ней узнать. Адрес гимназии "Радонеж" - проезд Одоевского, 13. Телефон 423-51-22. Там вы все узнаете. И может, вам и про другие гимназии подскажут. Или Татьяне Ивановне Лещевой позвоните, тоже 20 лет возглавляет школу. Построили собственное здание, великолепное. Мы-то сами все арендуем, и все с дырами. Словом, все эти школы хорошие, но, вместе с тем, нужно ясно понимать, зачем вы отдаете туда своего ребенка, что вы, собственно, хотите получить. Это школы, которые не растят церковнослужителей, не воспитывают монахов. Быть священником или монахом - это призвание. А школы предназначены для благочестивых православных христиан, которые хотят, чтобы их дети как можно дольше находились в церковной ограде. Мы эту церковную ограду расширяем как можно больше. И даем очень хорошее образование - минимум два языка. Это школа с повышенным гуманитарным уровнем. Школа - это всегда коллектив. И какой коллектив соберется педагогов - такой ориентации и школа. Мы не придумываем какую-то особенную ориентацию, скажем, техническую. Но если есть люди, православные педагоги и с математическим уклоном, то, конечно же, школа будет ориентироваться на этих педагогов и, соответственно, детки тоже. В этих школах, я скажу прямо, учиться нелегко. Это тяжелый труд. Так что вы посмотрите, не всякого ребенка примут, нужно пройти собеседование. Во-первых, главное в собеседовании - непротиворечие вере родителей. Потому что, если в школе будут одному учить, а в семье будет другое воспитание или безразличие какое-то- то ничего не выйдет. Так, отдали, нате воспитайте мне православного ребенка. Но кроме, простите, шизофреника, ничего не воспитаешь. Потому что будет постоянное раздвоение. Ну, или еще вырастет фарисей какой-нибудь, не дай Бог. Этого не хочется. Вот что я могу про эти школы сказать. Но, знаю, что школы очень хорошие. Их вообще не так много: на 20-миллионную Москву 20 всего лишь школ. И из них, можно порекомендовать штук 15, наверное. Ходите, смотрите сами. Я не большой такой спец в этом вопросе, хотя считаю, что эти школы хороши. Но, пользуясь тем, что у нас небольшой перерывчик, хочу ответить еще на вопросы, которые будут задавать. Это вопросы о слышимости радио на волне УКВ. Тут очень многие спрашивают, как слушать. Мы, наконец-то, пробили эту волну 72,92 МгГ - УКВ, советский старый диапазон. А так как "Радонеж" расширяет сознание наших слушателей, то мы предлагаем спрашивать приемники с расширенным диапазоном. Но все-таки обязательно называйте 72,92, потому что они разные еще эти и расширенные бывают. Приемников очень много. Все старые советские, безусловно. И новые русские приемники, русские производители. Очень важно, чтобы эти приемники были цифровыми. Тогда цифирки настроишь, поставишь, зафиксировал, и все. А когда аналоговые - крутишь ручку, и можно просто проскочить. Возникает претензия: ой, мы купили, а ничего не слышно. Кроме того, вот еще какая сложность. Сейчас мы вышли на резервном передатчике - это тоже милость Божья, братья и сестры. Если бы мы осуществлялись переход на основной передатчик, это затянулось бы, я не знаю, насколько, потому что очень дорого. Нам, правда, сделали великолепные русские люди из властных структур, очень помогли и русские техники. То есть, мы будем сидеть на самых высших точках Останкинской башни. Свет Христов просветит всех с самой высшей точки. Я докладывал недавно Патриарху Кириллу. Говорю: «Ваше Святейшество, мы на самой высшей точке Москвы поставим светильник Христовой веры и будем светить оттуда - 430 метров. И передатчик 5 киловатт. А сейчас у нас передатчик всего лишь киловаттник. Правда, с Московского университета он покрывает Москву, но по кольцевую дорогу. Если будет этот передатчик, а его нужно еще купить, он же дорогущий, 80 тысяч долларов стоит. А этих денег у нас, конечно, нет. Будем искать, спрашивать. Ну, и на вашу помощь, братья и сестры, рассчитываем. Тогда мы покроем практически всю Московскую область. Поэтому те наши братья и сестры, которые уже купили передатчики в Подмосковье и не могут нас поймать - а это, действительно невозможно при киловаттном передатчике - не выбрасывайте их, припасите, мы постараемся через какое-то время выйти на такую частоту. Но, давайте, я уже заговорился, но правильно заговорился, потому что это многих беспокоит. Надеюсь, незряшная информация. У нас еще один вопрос. Мы слушаем вас.
- Отец Виктор, это раба Божия Екатерина из Рязани. Я бы хотела узнать, вы служите в этом селе Жарки, где убиенный отец Нестор служил в храме Казанской иконы Божьей Матери?
- Да, совершенно верно, именно в этом храме мы служим, где батюшка Нестор в ночь в 93-м году был убит в своей келье. Он был настоятелем в Жарках в течение трех лет. И убийца отсидел четыре с половиной года, сейчас на свободе. Такая трагическая история случилась.
- А что это за история, как так, почему? Ограбление, наркомания, ссора, что могло произойти в таком дальнем приходе?
- Дело в том, что все 90-е годы проходили под знаком всевозможных бесчинств. И, в частности, обратили внимание на старинные иконы. Они представляли большую ценность за границей, и был рынок сбыта. И пошла целая пурга, какое-то мамаевское нашествие. Грабили храмы, грабили дальние деревни, нагло забирались в дома. И разоряли красные уголки бабушек-молитвенниц. Все вывозилось. И мы, как отдаленный приход, подтверглись этому нашествию. Буквально в течение двух лет были ограблены около шести раз. Напряжение было очень большое. Батюшка Нестор был человек дерзкий, смелый. Он активно принимал участие вместе с милицией, пытаясь искать, когда иконы были украдены. Было как на фронте, возникла ситуация большого напряжения и опасности. Прямо в его присутствии грабители камнем выломали раму, залезли. Он перешел в другую комнатку, через маленькую форточку вылез, порезал руки. Была осень 1993-го года. А затем что произошло? Свидетель только один - сам убийца. То, что он говорит, запротоколировано, Бог ему судья, его совесть. Что он там говорил - пускай так в суде остается. Но важно было другое, что, как одна бабушка сказала, батюшкам нельзя близко к себе подпускать неверующих людей. Это был местный водитель совхоза, выпивающий человек, большой, сильный, грубый. И что там произошло, Бог его знает. Каким-то образом, сатана вселился в человека, перемкнуло его, и он убил священника. Повторять его версию не хочется, потому что Бог ему судья, но вся комната была в крови. Батюшка был очень красив, ему было 33 года. И был очень горячей веры. Он как молодой лейтенант на фронте, только что закончивший офицерские курсы - и сразу на фронт. Нес в себе служение как офицерское. Он был первого призыва после того, как в 91-м году зазвонили колокола, когда вновь солнце осветило золотые купола наших храмов. Батюшку встретишь, на подрясник обратишь внимание. А он ходил в подряснике всюду. Так случалось, что мы были с ним на Кавказе, когда была война в Абхазии, и он был большой, дерзкой веры. Абсолютно уверенный. А силам супротивным не нравится такая дерзость. Он предчувствовал, что уйдет. Царствие ему Небесное. После этого уже прошло сколько - 17-18 лет. Нас больше не грабили, хотя все время поступают тревожные сигналы. Но мы каждую ночь, в 12 часов, берем икону Казанской Божьей Матери, которая была и тогда, берем крест деревянный простой, самодельный, который тоже был и тогда при отце Несторе, и с пением тропаря Казанской Божьей Матери обходим вокруг храма, останавливаемся у его могилки, призываем молитвенную помощь Пресвятой Богородицы архангела Михаила, Святителя Николая и наших местных святых.
- Удивительно, у вас как раз были обретены отцом Амвросием прославленные ныне святые. Там же он и служил.
- Да, блаженный Алешенька, и святой блаженный Симон.
- Я иногда думаю, а это же и, наверное, и на других таких маленьких приходах России всюду были такие удивительные люди. Но чем Жарки так особенно выделялись? Среднестатистический русский ...
- Они выделяются именно тем, что они обыкновенные. Обыкновенное чудо веры, мужества, бескорыстного служения. Обыкновенные верующие, молитвенные люди. Что сейчас стало дефицитом - это обыкновенность. Чистый воздух, густой лес, любящий муж, верная жена, послушные дети, не циничные, а благоговейные корреспонденты - вот что стало дефицитом. На то, что раньше никто не обращал внимания, как на само собой разумеющееся. И Жарки, и подобные маленькие деревеньки, и фильмы, которые мы снимали. Мы хотели показать, какая сила в этой обыкновенности. Типовой проект храма, 200 лет, ничего особенного в росписях. Но эта обыкновенная сила, она удивительна.
 - Фильмы, кстати, потрясающие. Я уже сколько раз смотрел! Ведь "Русский заповедник" получил Гран-при международного фестиваля "Радонеж". Фестиваля, который я возглавляю, правда, дело не в том, что я возглавляю. Там было замечательное, высококвалифицированное жюри, которое возглавил Владимир Николаевич Крупин. И не было лицеприятия. Просто все однозначно отметили этот фильм. Задушевнейший, как мечта о каком-то русском рае. У вас, кстати, другой фильм так и называется "Одинокий рай" . Я показывал этот фильм русским эмигрантам. Вы знаете, что потрясающе, одна пожилая дама смотрела, смотрела, потом минут пять все в задумчивости молчали и переживали этот фильм. А она говорит: «Слушайте, а теперь я понимаю, почему у них была такая ностальгия по России». Они же не эмигранты, они дети эмигрантов, они уже французы, правда, папа с мамой воспитали их по-русски, слава Богу. «Так вот, я думала – говорит она - почему они так переживают про эту Россию. А теперь поняла». То есть, в этом смысле фильм замечательный, раскрывает внутреннюю природу русского человека, маленькие заповедные его оставшиеся здоровыми части. Кстати, эти фильмы, братья и сестры, можно купить сейчас на выставках-ярмарках. Пожалуйста, я даже будут призывать вас к этому, потому что это замечательные фильмы. Потом и батюшке этим поможете. Очень ему сейчас нужны средства на строительство храма. В этом нищем приходе очень нужны средства. Поэтому эти фильмы "Одинокий рай", "Кавказский фронт", "Русский заповедник" вы сможете приобрести на стенде "Радонежа". Очень вам их рекомендую. Вот еще один звонок.
- Будьте добры, скажите, пожалуйста, что такое «виртуальная реальность»? И люди, когда попадают в виртуальную реальность, не могут из нее выйти?
- Спаси Господи за вопрос. Деревенскому батюшке это не в бровь, а в глаз. Ну, я тоже, конечно размышлял. У нас моя матушка взяла на воспитание девочку из тяжелой семьи. И та два года у нас не разговаривала и не улыбалась. Только с матушкой разговаривала. Потом начала улыбаться, разговаривать. Ее спасли, кстати, лошади. К нам лошади приходят. И она в них влюбилась. Сейчас она учится уходу за лошадьми, выросла уже. А ведь раньше она не могла учиться, не могла выучить таблицу умножения. Матушка, я помню, пыталась ей объяснить, что такое Колизей. У меня у самого заскрипели мозги, думаю, что за Колизей такой? Ксюша ее зовут, она дивное дитя, ей сейчас 17 лет. Подарили ей мобильник. И они осваивают какую-то"аську", я, к сожалению, этой технологии не знаю. Но мы как-то детей возили в Москву, в храм Христа Спасителя. Из самой бедной деревни отец Михаил нас пригласил, дивный батюшка, нам покровительствует. Они поместили нас в гостиницу, а дети сидят за столом и что-то как клопов давят. Я думаю, что они делают? А мне потом объяснили, они переговариваются. Сидят за столом, смотрят друг на друга, а переговариваются в "аське". А Ксюша, которую воспитала матушка, можно сказать, растопила ее душу, согрела, она так освоила эту "аську", с такой скоростью надавливает на эти кнопочки, клопов быстро - быстро давит. Ксюша добрая выросла, но простая. Она смотрит на меня печально - я уже старенький, я отстал от жизни, и говорит мне: батюшка, как жалко, что вы в "аське" не можете разговаривать, мы бы с вами поговорили. Я тоже подумал: что такое «виртуальность»? Подмена и подмена. Но, с другой стороны, что делать? Дай Бог, чтобы жива душа человеческая была. Жив Господь Бог. Он, может и в этой виртуальной реальности позволить нам общаться. Я говорю: Ксюша, я постараюсь, может, мы поговорим с тобой как-нибудь. Хотя мы рядом сидим в комнате.
- Матушка, у вас пятеро. Во-первых, какого возраста.
- Старшей дочери уже 16 в этом году исполнится.
- Там тоже "аськи" присутствуют. Как вы с этим справляетесь? Вы все-таки в таком центре мира, с одной стороны. А с другой стороны - в медвежьем углу. А детям нужны компьютеры, телефоны. Это неизбежность. Как вы все-таки их настраиваете? Задача матери, наверное, воспитать, показать, как этими приборами пользоваться ко благу. Позволяете, или просто запреты какие-то, нет - и все? Или все-таки позволяете?
- Конечно, позволять обязательно надо. Во-первых, они в школе учатся, им дальше учиться. Сейчас без этого не обойтись. Я сама еще пока не освоила. И так получается, что иногда дети просто сами меня учат. Если мне что-то нужно, я прибегаю к их помощи, и им очень нравится. Когда, например, Великий пост, компьютер отключается полностью. И в этом принимает большое участие папа. Телефонами им пользоваться не надо. Потому что мы живем в селе, у нас школа близко, мы пешком доходим. Но им, конечно, хочется, и мы на день рождения, 13 - 14 лет подарили старшим по телефону. Сначала у них пошло бурное общение. Но потом реальная жизнь взяла верх, и они теперь общаются без телефонов.
- Они более защищены в вашей деревне, все-таки это священническая семья. Но мир же все равно влияет на них, растлевающее воздействие не прекращается. Или все-таки вам удается как-то ограничивать их, сохранять?
- Сейчас сложно сказать. Наверное, когда они вырастут, тогда можно будет видеть. А сейчас мы стараемся делать то, что можем. То- есть, приучить их трудиться. Они должны понимать, что их труд очень нужен, что у нас семья, что каждый друг за друга стоит.
- Чтобы ответить на этот вопрос, нужно как бы с другой стороны зайти, есть такое современное слово "вызовы". Если взять детишек, мы сейчас, кстати, с Валерием Григорьевичем Тимощенко, режиссером, моим другом, с которым 30 лет дружим, сейчас активно монтируем фильм под названием "Деревня - детям". Я дочку перебил, потому что мне хочется поделиться, чтобы не утратить живое напряжение. Деревня - детям, что это значит? Современные вызовы - как понять их детям, которые в деревне живут? Нам нужно сделать инвентаризацию этих "вызовов", которые существуют по отношению к нашим детям в городах. Давайте перечислим эти так называемые вызовы. Отсутствие общения, отсутствие коллективизма. Если ребенок выходит за железную дверь своей квартиры на улицу, то у него есть два варианта движения по жизни - либо он становится жертвой насилия, либо сам становится насильником. Другого варианта у него практически нет. Мама держит под контролем своего ребенка, если мобильник через 15-20 минут не сообщил, где он, у мамы предынфарктное состояние. Мобильник уже кардиостимулятор, а не просто мобильник. Выключен телефон, если дите не ответило, это уже предынфарктное состояние. А, представляете, в таком напряжении жить все время! Я в деревне живу, я иногда приезжаю в город, недавно разговаривал с одним, очень серьезный, талантливый человек. И вдруг на моих глазах с ним произошла метаморфоза, он запаниковал. Дочка вышла из троллейбуса и не позвонила, а она должна была позвонить через какой-то промежуток времени. Я понимаю, я его не осуждаю, Боже упаси. Но я понимаю, что жизнь в городе, в смысле вызовов, или питание. Никакой гарантии, дорогие, не буду перечислять, вы сами прекрасно знаете - и воздух, питание. Или что у нас еще - эгоизм. Или , как матушка говорит: лекарство от него - трудолюбие. Мы знаем, что самая главная проблема - это детей приучить к труду. Современный ребенок развивается часто, как камень в почве, с шипами. А детишки, мои внуки - они такие энергичные, серьезные ребята, крутые. Они друг у друга пообломают все эти рога быстренько. И все они на ощупь гладкие как галечка морская. Я не хвастаюсь, Боже упаси. Я и на других детям это вижу. И физическое развитие у них полноценное. У нас ясно, что спортсмены, чтобы добиться высоких результатов, должны тренироваться в специализированных спортивных учреждениях. Но, обратите внимание, наши спортсмены - это чемпионы-инвалиды. Если раньше чемпион – это был человек здоровый физически, то теперь он развит однобоко, не будут банальные вещи говорить. Да, вот еще наркомания. Я много встречался как священник с этими проблемами. И мы, дорогие мои, родные мои, сами знаете, как на вулкане живем. Смотришь - что-то сын загрустил, что-что он стал скрывать, как бы он не скрыл чего! Я из того поколения, которое не знало наркомании, она откуда-то пришла с Запада. Пьянство - то же самое. А вот, в деревне никакой борьбы с наркоманией нет, потому что все на виду. Маленькая деревня сама себя охраняет. Питание простое. Если ты только не ленишься, садишь сам картошку, морковку, свеколку, капусточку, огурчик. Вырастишь вовремя. Только не надо стремиться есть зимой то, что плодоносит весной. Молочко пить. Безопасность - не надо никуда звонить. Ну, побежали на речку. Смотришь - вот, они всей толпой, стайкой прыгают с крестильного мостика. Я ругаюсь: прекратите, мне крестить, а вы что? Они все на виду, бултыхаются в теплой, неглубокой речушке. И так далее. Какое насилие? Если там что-то произойдет, то запомнится на ближайшие 30 лет. Никакой абстракции жизни нет. Все конкретно, все просто. Вот что дает деревня. То есть, когда мы говорим: надо деревне помогать - да не помогать ей, оставьте ее. Не деревне что-то нужно, это нам нужна деревня. Потому что наш образ жизни и последние события, связанные с жарким нашим летом и кризисом, показали, как это уязвимо, как быстро полки пустеют. Эта жизнь комфортабельная, как она уязвима! Эти страшные события в Японии. Надо нам возвращаться на землю. Всякими способами. И деревня примет, найдет место, только постараться, помолиться и вспомнить, откуда родом. Я из-под Рязани, я из-под Тулы. А у меня бабушка здесь жила, а здесь храмик. Храмик восстановили, вокруг храмика теплится жизнь.
- Так сладко рассказываете, ну, песня просто. У нас есть звонок.
- Здравствуйте, батюшка, матушка и Евгений Константинович. Очень благодарна вам, что вы так хорошо сделали радио. Теперь я не верчу туда-сюда целый вечер свой приемник, а слушаю спокойно. Я очень вам благодарна. Хотела вот что сказать. Слушаю я постоянно. И дело в том, что многие слушатели, братья и сестры очень нелюбезно, если не сказать грубо, обращаются к священникам. Знаете, иногда такие звонки - просто неприятно слышать. Батюшка ответит стократно за свое, что он не правильно делает. Но нельзя нам, грешным судить священников. Согласны? У нас в Восточном округе во многих магазинах продаются товары халяль, аль сафан, с печатями союза муфтиев России, с их знаком. Разве так можно? Мы тогда свой крест поставим на всю продукцию, будем торговать по всем магазинам.
- Спасибо, спасибо. Батюшка, знаете что-нибудь про халяль?
 - Нет, у нас этого нет. Мы кресты не ставим на своей продукции, просто молоко по банкам разливаем. Да, ладно, халяль этот. Ну, что мало их было за нашу историю? Ну, придут - уйдут. Не надо сильно паниковать. А крест - осенился крестом, надел крест, да и ладно. Не хватало еще на товарах ставить! Не знаю. Это не деревенская проблема. Хотя, в общем, мне понятна эта тревога, она не без оснований. Но она связана с тем, что мы себя неуверенно стали чувствовать. Вера у нас есть, а уверенности стало маловато. Надо больше уверенности.
- Вот, я толком тоже по халяль не знаю. Поэтому мы просто попросим батюшек, которые специализируются в этой области, или наших религиоведов ответить на этот вопрос. Но насколько я знаю, халяль - это вроде кошерного. То есть, это не идоложертвенное, но, в общем-то, близко к тому, как синагога ставит свою печать, что синагогой проверено, по каким правилам приготовлено, скажем, чтобы не было крови в животном. Ну, халяль - это что-то такое близкое к этому делу. Как относится к этому, я не знаю. Но я туда не хожу. Но, думаю, что для чистосердечных можно и другим воздержаться. Много магазинов мясных и простых, и высших категорий. Так что я не вижу здесь большой проблема. Матушка, а вы, как, халяльное едите в деревне?
- Не знаю. У нас есть женщина, которая печет, например, чудесные пирожки, приносит их в магазин, ими торгуют. Изумительные пироги, дай Бог ей здоровья. Вот, приходит некая раба Божия и говорит ей: ах, ты, такая - сякая, сейчас пост идет, а ты тут продаешь пироги с яйцами, как тебе не стыдно? Тут же рядом на полках и водка стоит, и колбаса - возьмите, выберите, что вам надо. А человек своим делом занимается.
- Что там на чужое реагировать? Ну, хотят с халялями, пускай и едят. Нам своих продуктов достаточно. У нас есть звонок.
- Евгений Константинович, я хочу спросить. Я выхожу в Интернет, радио "Радонеж", архив. И хочу там скачать передачу. Нажимаю "скачать", и у меня зависает компьютер. Это у меня что-то или у вас?
- Я думаю, у вас. Потому что мы, когда такие отзывы получаем - сразу же на них реагируем, смотрим, проверяем, и всегда у нас все работает. С Интернетом у нас все неплохо. Но в любом случае, если какие-то помехи - вы нам пишите на официальный адрес. Мы тут же отреагируем. Может, не ответим, потому что некому отвечать на каждое письмо. Но то, что отреагируем, совершенно точно. Скачать можно, многие слушают. Интернет - поразительная штука, она, действительно, всемирная сеть. У нас слушают радио "Радонеж" в 137 странах мира.
- И сейчас, в данный момент
- Что же ты меня раньше не предупредил, я бы не пришел. Страху-то какого натерпишься!
- Ну, страх - не страх. Слушают-то наши, православные.
- Ну, слава Богу. Халяль нас не слушает.
- Нет, а им не интересно. Хотя, нет. Очень многие верующие мусульмане нас слушают, потому что у них по природе их религии нет ничего такого, чтобы говорило бы подробно о душе человека. У них, собственно, нет проповедников. Ну, что, Аллах велик. Ну и мы согласимся, что Господь велик, то есть Творец Небу и Земли, которому, как они говорят, веруют. Ну, про Мухамеда мы это не повторим, потому что мы думаем, что это не совсем так. Вот и все. Символ мира крайне маленький, говорить-то как бы и не о чем. И поэтому многие люди, воспитанные в нашей среде, в православной культуре, в русской культуре, в конечном счете, сохранили потребность тонкого душевного разговора, психологически тонких вещей, и многие слушают. Надеюсь, может, Господь их вразумит, и они придут в церковь. Вот так происходит. Я единственное, что хотел бы наших слушателей, тех, которые этих 138 странах нас слушают, не забывать, что вы тоже можете нам помочь радио "Радонеж". Радио "Радонеж" живет исключительно на пожертвования наших слушателей. Еще раз напоминаю, дорогие братья и сестры, и благодарю тех, кто совершает в течение уже 20 лет. 20 лет мы живем вашей милостью, членскими взносами наше эфирное братство. А наши зарубежные братья и сестры могу очень просто пожертвовать. Есть такая система "хронопей". Можно в Интернете, кстати, зайти, пожертвовать через "хронопей". Кто знает, в Интернете работает, через эту карточку «Виза» или любую другую очень легко и просто можно осуществить пожертвования. Но опять-таки, батюшка, признаюсь, очень забавный эпизод. Мы же смотрим, откуда денежки пришли. И вот я смотрю: Берлин - 5 евро, Лондон - 10 фунтов, Париж - или 20 евро. Каушаны, Молдавской республики - 200 евро. При всем при том, что Молдавия - самая нищая. Этот парадокс, что люди, у которых ничего нет, они так щедро расстаются с таким значительными средствами, от сердца. Тут я не хочу никого осуждать. Просто тут такой парадокс, я хотел рассказать нашим слушателям. так что, спасибо всем большое, кто нам жертвует. Запомните, "хронопей" и "палпей". Все эти системы очень хорошо работают. "Полпей" помогает нам собирать деньги на приход Святителя Николая в Германии, чисто по-братски они нам помогают. Так. что милости просим, не забывайте наши слушатели за границей, что вы тоже можете нам помочь. Вы в эфире. пожалуйста.
- Здравствуйте, батюшка. Я хотел дополнить ваше высказывание насчет деревни. Я сам собираюсь в деревню уехать из Питера. Но надо помнить, это немалый труд. Одно дело летний отдых, другое дело -окончательный переход на настоящий крестьянский образ жизни. Дополните, чтобы у слушателей не возникло впечатления, что деревня - это легко и хорошо. Много хорошего, и поэтому я тоже решаюсь туда ехать. Но это и труд, и труд тяжелый. Если для пенсионеров - это легче, конечно. Я лично всегда за деревню.
- Я рад, что вы приняли это решение. И думаю, что нужно следовать ему. Я, наверное, представил все несколько легко, понятно, что имел место тяжелейший процесс разрушения деревенской жизни. Русская деревня практически умерла. И люди перешли на городской образ жизни, изменились. Вернуться не менее трудно, чем, оторваться. Оторваться от земли - оторвешься, а вернуться, как самолету сесть, очень трудно. Но, я хочу сказать, что если принято такое решение, если созрело, не бойтесь. Я из личного опыта своего и из других знаю. Но только надо быть последовательным. Держитесь всегда там, где храм. Самое главное - триада должна быть. Село, где есть власть, школа и храм. Если триада эта есть, около этого места селитесь и приобретайте землю. Потому что в других местах уединенности не выдержите. И еще помните, мы городскими людьми стали буквально в последние жалки сто лет, а тысячи лет мы были крестьянами. И в нас крестьянский навык как в нашем, если на современном языке говорить, генофонде запечатлен. Наши руки приспособлены чтобы держать черенок лопаты, топорища, косить, убирать. Только нужно с сознанием того, что ты исполняешь заповедь Божью, и в поте лица будешь добывать свой хлеб, что она не отменена. И труд крестьянский - он намоленный. Всегда, когда человек трудится на земле - у него возникает чувство облегчения, как будто совесть умывается чистой водой. Просто от т руда. И возрождение этого внутреннего, которое мы в городе забыли, оно нас томит. Только не бездельничать, с молитовкой, потихонечку, по чуть-чуть, но с верой. Не берите много, не старайтесь пойти толпой. Возник вариант - купил землю, приобрел домишко, вернулся в свою деревеньку и начинайте - храм, школа и чтобы все-таки власть была. Потому что безопасность - тоже очень существенный момент. Потому что очень много людей шальных, которые, осколков каких-то. И возвращайтесь, возвращайтесь. Вы сами себя не узнаете. Вы не заметите, какие вы сильные, на самом деле, и способные все это поднять.
- Батюшка, тебя просто заслушаешься. Сидел бы и слушал бы, и слушал бы, и слушал бы. А как твои внуки, как они? Они любят тебя слушать?
- Пускай дочка скажет.
- Матушка, как вы считаете?
 - Я сама с удовольствием слушаю, вы знаете, как бы с радостью, и слава Богу. Батюшка не так часто у нас бывает, конечно, он занят. У него и хозяйство, и общение большое, и фильмы тоже, безусловно. В этом году он с собой внуков взял, я ему очень благодарна. Слушают с большим удовольствием. Очень любят нашего батюшку. Дай Бог здоровья. И я еще. если позволите, пользуясь прямым эфиром, здесь я прошу всех православных людей, пожалуйста, вот сейчас оградите себя крестным знамением, помолитесь о здравии болящей рабы Божьей Натальи, матери моей, супруги отца Виктора. Она сейчас заболела. И я знаю, что мы молитвами живем друг за друга. Я прошу просто всех. Дай Бог здоровья и всем болящим.
- Да, помоги Бог рабе Божьей Наталье, которую я тоже очень люблю. Чудесный человечек, самоотверженный. Ее бы еще в эфир пустить бы. Как она говорит изумительно! Она прекрасный, очень мудрый, очень интересный человек, когда она такие открывает удивительные не срезы, а другой взгляд на вещи, совершенно по-новому иногда смотришь на них. У нас, батюшка еще один звонок.
- Здравствуйте. Не могли бы сказать, как называются фильмы батюшки, я хочу купить для своего домашнего DVD.
- Пожалуйста. "Русский заповедник", "Одинокий рай" и «Кавказский фронт". Да, батюшка, три там фильма.
- Да, основные.
- То есть, то, что сейчас в продаже. Потому что есть еще какие-то. Но пока эти фильмы, которые можно купить, которые каким-то тиражом достаточно обширным вышли. Так что все весьма рекомендую. Это, честно говоря, большое утешение в минуту трудную, когда теснится в сердце грусть, взять, поставить этот фильм, мысленно перенестись в виртуальную реальность, в эти Жарки. И, знаете, это успокаивает сердце. И думаешь, карточки какие-то все бегают с этими карточками. Какие карточки, Боже мой, когда здесь реальность! Сама благодать Божия на этих местах. Батюшка, у нас еще звоночек.
- Ваши режиссеры, когда начинаются объявления, такую громкую музыку включают, что не слышно, какое объявление. Хоть бы вы сказали, чтобы потише! И дети спят, и, вообще, не слышно ничего. Теперь по молитве. Есть такая молитва, «Многомилостивый и всемилостивый Боже мой». Что такое слово "додовлеет"?
- Ну, давайте с этого начнем, батюшка. Что такое слово "додовлеет"? Это в какой молитве? Матушка, может, вы помните? Довлеет, оно по-русски - довлеет.
- Имеет превосходство некоторое. Но, к стыду своему, не могу сказать, как точно выразиться. Но интуитивно чувствуется, о чем речь.
 - В церковнославянском языке значение не изменилось, оно совершенно то же самое. Довлеет милость Божия, преобладая над.... Что мы просим у Господа, именно это.
- Преобладает, наверное, это будет наиболее точное иное слово.
- Мы слушаем еще один звонок.
- Здравствуйте. Я бы хотела задать батюшке вопрос. Я бы хотела, чтобы батюшка объясни, что такое евхаристия. Вот, у меня есть книга архимандрита Рафаила Карелина. И он там пишет про профессора Осипова. Что профессор Осипов трактует евхаристию абсолютно еретически. То есть, он убеждает всех, что, когда мы причащаемся...
- Вы знаете, не надо пересказывать. Тем более, я не надеюсь, что вы совершенно аутентично перескажете то, что пишет архимандрит Карелин. И, думаю, что сам батюшка, хотя уважаемый священник, но, я думаю, что он не очень объективен. Уж, профессора Московской Духовной академии, который лет 40 преподает, как минимум, упрекнуть в том, что еретические какие-то он излагает! Знаете, ни один владыка, ни один ректор семинарии и Академии не попустили бы Алексею Ильичу нести что-то свое. Такая у нас духовная школа, пока здоровый организм. И там излишней либеральностью они не славятся. Батюшка, о евхаристии, ну, скажите, в двух словах.
- Таинство евхаристии - это основа нашей с вами религиозной жизни. При таинстве евхаристии совершается великая тайна. Мы с вами вкушаем тело и кровь Господа. И вкушая это причастие, мы становимся с вами частью тела церковного, глава которому сам Христос. При этом, мы с вами не исчезаем, не растворяемся, мы становимся частью этого тела. И мы обретаем новую жизнь в новом Адаме, Господе нашем. Через таинство евхаристии мы с вами причащаемся смерти Христовой и Его Воскресению. Мы с вами причащаемся бессмертию. То есть, совершается удивительное, я вспомнил сейчас Симеон Новый Богослов, такие слова он говорит: после причастия я смотрю на эти дряхлые старческие свои руки, смотрю на свою убогую келью и с ужасом осознаю, что это не мои руки, что они Господь. Что моя убогая келья больше всего космоса. Вот, какое совершается событие происходит при таинстве евхаристии. Когда вино и хлеб, простые самые вещи становятся телом и кровью самого Господа. И, когда нас преследуют всевозможные другие религиозные, так называемые, христиане, которые говорят, читайте книгу, читайте Евангелие, Слово Божие. А вот, попы, церковь, вы знаете, что это волки в овечьих шкурах, которые вас хотят лишить самого главного - тела и крови Господа. Поэтому, родные мои, у нас есть самое главное, и его сохранили наши бабушки, пронеся через годы лихолетья. Золото ободрали, разрушили храмы, а евхаристия осталась. Осталось священство, остались таинства - крещения, миропомазания, венчания. Тайна осталась, и она с нами. Господь говорит: «Я с вами буду до конца». И в евхаристии Он с нами будет до конца.
- Спасибо, батюшка. Исчерпывающе. Еще звонок.
- Здравствуйте. Меня зовут Владимир. У вас сложности возникли насчет "довлеет". Вообще, этот глагол означает «довольно", "достаточно". Там написано, вера достаточна для всего этого, и довольна для всего этого. Она меня оправдает, и так далее. А во-вторых, я хочу сказать, Евгений Константинович, что я живу в Бибирево, и очень плохо по УКВ 72.9 идет сигнал, с помехами. И на этой частоте сидит еще какая-то станция, которую гораздо лучше слышно, по крайней мере, в Бибирево.
- Спасибо вам за комментарий. И, во-вторых, очень прошу всех наших слушателей помогать нам с мониторингом, где, что, как слышно. Еще раз повторю, пока мы вещаем с резервным передатчике, пока киловаттным, а Москва гигантская. Мы, кстати вещаем с Воробьевых гор, с Университета, поэтому не всюду хорошо слышно, пока маломощный передатчик. Будем надеяться, что нам удастся купить пятикиловаттный, и 72.92 будет слышно лучше. Н у, а то, что наезжает - она не наезжает. Просто нужно точнее подстроить передатчик, надо цифровой купить, даже самый простенький. Они не дорогие, но обязательно, чтобы была цифровая настройка, потом что там эти циферки поставить, и уже с циферок эта волна не уйдет. А когда крутишь аналоговые такие передатчики, там, действительно, можно налезть, то есть, не волна налезает, а мы налезаем в силу того, что у нас не очень чуткие руки, налезаем на соседнюю станцию. Вот, собственно, в чем проблема. Так, что прошу всех наших слушателей, для кого-то это громадный подарок уже сейчас. Потому что на юго-западе, и в Черемушках смотрел и слушал, и в Ясенево. На многих участках по кольцевой дороге слышно было очень хорошо. То есть, слава Богу. Там, где на 612 или 846 уже вообще перестали слушать и пытаться, потому что такие шумы, то сейчас в центре Москве, а Университет все-таки в центре Москвы, радио "Радонеж" слышно очень хорошо. И это милость Божия, подарок к нашему 20-летию. Мы, батюшка, уже 20 лет вещаем. И в этом году будем праздновать на Пасху как раз, 26 числа будем праздновать 20-летие нашей радиостанции. Поэтому, братья и сестры, мы от вас подарочка ждем. Простите, я опять про свое. Так, что помогайте нам с тем, чтобы мы могли и приобрести новый передатчик и еще улучшить наше вещание. Храни всех Господь. Еще скажу, пользуясь возможностью, уж начал говорить о способах пожертвования. Это, прежде всего, терминал "Киви" или через сберкассу. Самые простые, когда вы платите платежи, вырежьте из газеты "Радонеж" заполненная квитанция, и вы можете оплатить ее вместе с коммуналкой в любой сберкассе. И, кроме того, конечно же, терминалы "Киви". Правда, некоторые жалуются, что сейчас в некоторой части терминалов и, действительно, я проверял, в некоторой части терминалов изменился экран, короче говоря, и логика развития. Но там очень просто все найти. В принципе, все по-старому. Немножечко изменились названия. Вы нажимаете кнопочку "другие услуги", раньше было написано "благотворительно", а сейчас написано "благотворительные фонды" или " другие фонды". Вот, вы ищите "другие фонды" и "Радонеж" посередине, красным таким, малиновым цветом радио "Радонеж". Почикаете пальчиком по этому терминалу - и сразу найдете. Там они не пропадают. Но только терминалы "Киви". Потом что бывают еще терминалы других фирм. Но "Киви" это почти что монополист, 80% всех терминалов "Киви" принадлежат этой системе. Кстати, очень хорошие замечательные ребята. Святейший Патриарх его руководителя Андрея Николаевича Романенко, именно за помощь, кстати, "Радонежу" наградил Патриаршей грамотой, что мне очень приятно. И я вот даже публично мог сказать, что это молодой человек, такой умненький, производит прекрасное впечатление. Сейчас, слава Богу, не 90-е годы, когда деньги приобретались воровским путем, наверное и сейчас что-то такое есть. Но уже появилось много ребят, которые делают деньги благодаря своему уму. Я среди своих знакомых просто не знаю таких состоятельных людей с нормальным бизнесом, о которых можно было бы сказать, что он какой-то дурачок, как изображали, в малиновом пиджаке. Это далеко не так. Это люди интеллектуально изысканные, с ними приятно иметь дело. У нас осталось всего лишь пять минут времени. Давайте ответим на один из последних вопросов. Мы слушаем вас.
- Я хочу сказать, если батюшка позвонит по телефону, который я скажу ему, я могу помочь полечить его матушку. А дальше, значит, по деревне, я что хочу сказать. Меня зовут отец Амвросий. В Апокалипсисе написано, что город, который сгорит, - это Москва. И там написано, что Иоанн Богослов сказал: выйдите из этого города. А сейчас готовят эти карточки для чего? Для того, чтобы люди не могли продать свою квартиру. Потому что, если кто успеет - тот продаст квартиру и уедет в деревню. Это самый лучший способ спастись.
- Ну, я надеюсь, что до этого не дойдет. Спасибо вам большое за ваши добрые слова. Вы потом после эфира позвоните к нам по телефону, чтобы батюшка записал телефончик. Действительно, помощь ваша здесь полезна. Но пугаться этими карточками не стоит. Верно сказал один психолог: все это страшилки, хотя все это правда и все это печально, и ни к чему хорошему не ведет этот технологический контроль. Но, вместе с тем, это так изматывает душу эти страхи, что не остается на молитву, на Христа, на что-то доброе. Мы этим страхом просто изматываем себя. Мне кажется так, батюшка, как ты считаешь?
- Там сказано: «выйди, народ мой». И я что-то не помню, чтобы в Апокалипсисе Иоанна Богослова говорилось о Москве. Все-таки там сказано о вавилонской блуднице. И если уж говорить, я не склонен считать, что Москва - это вавилонская блудница. Если уж говорить об этом, скорее больше Нью-Йорк напоминает. Но даже если это Нью-Йорк, все равно и там есть народ мой. Это очень важно: « выйди народ мой». Для меня это сигнал того, что везде есть люди. Когда мы смотрим, мы понимаем, что так жить на земле, как мы сейчас живем, нельзя. Фукусима, где произошло трагическое событие, показывает нам, как хрупок этот мир комфорта, он находится на вулкане. Поэтому для меня выход все-таки, в деревне, это не бегство, а возвращение домой.
- Спасибо, дорогой батюшка. Сегодня на ваши вопросы отвечали протоиерей Виктор Салтыков и матушка Юлия. Я надеюсь, что они оба еще не раз будут гостями нашей радиостанции.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Ваше мнение?