четверг, 5 мая 2016 г.

Н.А.Лобастов в гостях у Кинешемцев

   6 мая в 13.00 в актовом зале технологического техникума-интерната состоится встреча с учителем высшей категории Н.А. Лобастовым — членом рабочей группы Комиссии Общественной палаты РФ по культуре и сохранению историко-культурного наследия (вход свободный).
   Николай Алексеевич -участник   Общественных слушаний, посвященных проблемам преподавания литературы, в Общественной палате Государственной Думы. Приглашенный эксперт на заседание комиссии по противодействию коррупции в Госдуме (руководитель – И.А. Яровая), где обсуждается новый закон о единых учебниках по литературе, русскому языку, истории. Один из разработчиков основных положений «Концепции преподавания литературы в контексте отечественной культуры».



Книга Николая Алексеевича Лобастова «О русской литературе. Записки сельского учителя. Часть 1-4»  - это духовно-просветительский труд учителя-практика из Нижегородской области. Следуя за школьной программой, автор в первой части рассматривает творчество Крылова, Фонвизина, Радищева, Грибоедова, Пушкина, Лермонтова и Гоголя, во второй части – Некрасова, Салтыкова-Щедрина, Островского и Тургенева, в третью часть вошли две главы – «Ф.М. Достоевский» и «Л.Н. Толстой», четвертая часть посвящена Чехову, Лескову, Гончарову, Куприну, Короленко и Бунину.
Анализу взглядов и творчества писателей предшествуют главы, посвященные вопросам образования, историософии, дан «понятийный аппарат учителя».
Лобастов указывает на то, что образование всегда является частью воспитания.
Отказ от идеологии в школьных программах приводит лишь к скрытому навязыванию чуждой нам идеологии, т.к. любое слово имеет свою направленность.
Анализируя исторический процесс в России в ХVIII-ХIХ веках, автор прослеживает путь разделения, когда часть образованного русского общества соблазнилась на либеральное понимание основных мировоззренческих понятий, предлагаемое западной цивилизацией, и уклонилась от традиционного миропонимания жизни русским народом.
Автор пытается посмотреть на исторический процесс и творчество писателей через призму традиционных ценностей, отойти от штампов советского школьного литературоведения, от навязанного нам видения истории культуры через призму радикальных идей Белинского, Добролюбова и демократического крыла литературы.
Он опирается на изданные в последнее время труды русских мыслителей А.М. Бухарева, Н.А. Бердяева, И.В. Киреевского, А.С. Хомякова, К.Н. Леонтьева, Н.П. Гилярова-Платонова, К.П. Победоносцева, Л. Шестова, В.В. Розанова, С.Л. Франка, С.И. Фуделя, В.С. Соловьева, С.Н. Булгакова, С.Н. Дурылина, Б.К. Зайцева, В.В. Зеньковского, П.Флоренского, Н.О. Лосского, И.Л. Солоневича, И.А. Ильина и многих других.
Также используются работы современных литературоведов - Д.С. Лихачева, Ю.М. Лотмана, В.С. Непомнящего, В.А. Воропаева, А.С. Панарина, В.А. Солоухина, М.М. Дунаева, Т.Л. Воронина, В. Аксючица, С.А. Чурсанова, А.Кураева и других.
Разбор наших классиков выполнен с учётом того внушительного философско-литературоведческого опыта и знания, которые накопила наша наука за столетие. Книга явилась результатом творческого осмысления самых последних публикаций ранее не издававшихся авторов, эмигрантской литературы, литературных критиков – современников писателей ХIХ века. Но самое главное, изменен тот тенденциозный подход, когда к явлениям культуры и искусства подходили только под углом материалистического, позитивистского, либерального мировоззрения.
Такие понятия, как гуманизм, прогресс, реализм автор пересматривает с учетом точки зрения Пушкина, Гоголя, Достоевского и русских религиозных мыслителей.
В толковании произведений русской классики автор прежде всего опирается на мировоззрение самих писателей, на их первоначальный творческий замысел, а не позднейшие идеологически интерпретации, когда авторитет писателей привлекался для оправдания собственных взглядов. За основу системы нравственных координат автор берет русские народные пословицы, ими сверяя поступки героев нашей классической литературы.
Весь исторический процесс нашей литературы автор связывает с постепенным изменением мировоззрения граждан нашего Отечества, приведшим в результате к великой трагедии 1917 года. В то время, когда не было газет, главным орудием воздействия на массовое сознание было слово литературы. Если Островский призывал добиваться права на свободную любовь и даже на самоубийство, если Некрасов и Щедрин смеялись над христианским смирением и служением государству, если Тургенев любовную страсть ставил выше брака, если Толстой все силы бросил на разрушение государства и Церкви, а Чехов был верен, что счастье возможно лишь в будущем, - то все это не могло не вылиться в социальные потрясения. Поиск ответов на проклятые вопросы таких писателей, как Пушкин, Гоголь, Достоевский, Лесков, Гончаров и многих других привел к традиционному народному пониманию жизни, к системе и иерархии ценностей, укорененных в истории и традициях русского народа. Слово этих художников укрепляет и созидает нравственные и государственные устои и до сегодняшнего дня, остается востребованным для нашей школы.
Книга Н.А. Лобастова написана в публицистическом стиле, ярким, живым языком, проникнута болью автора за наше отступление от традиций. Широта взгляда, стремление к практической пользе для нравственного возрождения, публицистичность и использование богатого исторического и литературного материала для понимания нашего времени делают книгу интересной для самого широкого круга читателей.
Книгу высоко оценили сопредседатель Союза писателей В.Н. Крупин, профессор МГУ В.А. Воропаев, зав. кафедрой русской словесности Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина профессор В.И. Аннушкин и другие. «Книга характеризуется фундаментальностью, глубиной, разносторонностью авторских познаний, принципиальной верностью методологических подходов в решении вопросов духовно-нравственного воспитания с помощью литературных текстов», - считает профессор В.И. Аннушкин.
Идеи книги оказались востребованы для широкой общественности. Автор участвовал в Общественных слушаниях, посвященных проблемам преподавания литературы, записал 50 передач на радио «Радонеж», участвовал в работе учительских форумов Петербурга, Красноярска, Нижнего Новгорода.
Книга будет полезна для создания учебников по литературе, для концепции новых курсов обучения преподавателей литературы, для практикующих учителей, для всех, кто неравнодушен к судьбе нашего Отечества.

http://pravtor.ru/viewtopic.php?t=14613

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Ваше мнение?