четверг, 22 декабря 2016 г.

Светлой памяти архиепископа Амвросия
Из воспоминаний матушки Светланы Верещак 
с. Николо-Елнать

" Как я владыку вареньем облила.."

Он был необычайно интеллигентен, в речи, движениях ..В его маленьком кабинете в шкафчике за стеклом лежала скрипка. Мы знали, что ему кто-то играл...Любил всех и не мог никак наказать провинившихся....



1992 год. О. Максима в д. Бородино, что под Гав.Посадом, рукополагают в сан священника. Множество батюшек во главе с владыкой Амвросием трапезничают. Меня, как молодую матушку, тетеньки хитрые отправляют приносить владыке еду. Ноги ватные, перед глазами круги. Увидел меня веселый протодьякон Михаил, звучно красиво забасил: " А...., вот и матушка новенькая, налейте ей чарочку, я с ней выпить хочу за здравие владыки и нового священника". Налили мне рюмочку водки, стою не знаю как это проглотить, все батюшки чокаются со мной и так искренно поздравляют. Я со страху пошла и чокнулась с владыкой , выпила как-то. Кругов стало сразу в 10 раз больше (с утра ведь не ела, не пила перед службой). Тетеньки суют мне варенье владыке подать, я подаю и проливываю ему на подрясник, ни рук, ни ног нет, душа тоже неизвестно где. Соседний батюшка скривился: " Матушка.....". Владыка Амвросий, вытирая салфеткой варенье:" Ничего матушка, не волнуйтесь, тут чуточку совсем.."


 Август 1992 года. 

19 летний Максим служит диаконом в Плесе. Мне, молоденькой матушке, как художнику, все это ОЧЕНЬ нравится . Природа, набережная Волги, Левитан, музеи на каждом шагу, фестивали музыки и искусства и это любимое бродильное настроение, каждый вечер. Все это рядом, только спуститься с горы...Владыка Амвросий вызывает к себе Максима и настоятельно советует принять сан священника. "Открывается много храмов, у вас есть трехлетний опыт прислуживания в алтаре, год семинарии очно и рекомендации священников. Думаю, вы справитесь. Доучитесь заочно". Максим, растерянно: " Владыка , мне 19 лет, можно я дьяконом побуду в Плесе, ну хоть лет до 25, поумнею." Владыка шумно вздыхает, откладывает подготовленный ранее указ. Разговор переходит на матушку, ремонт храма в Плесе, просто о чем- то отвлеченном. Владыка снова берет в руки указ: " Ну что , Максим, все-таки дьяконком пока ? " . "Да, Владыко, рано мне в священники, не смогу ". Арх. Амвросий сдерживая негодование убирает бумагу и благословляет диакона Максима возвращаться в Плес, помогать свщ. Игорю, который души в дьяконе не чает....Что- то стало происходить с тех пор непонятное. Отец Игорь недоволен диаконом, дает послушания, заведомо невыполнимые, сам Максим уже косо смотрит на батюшку, с которым душа в душу вчера еще Преображение отмечали. Тот еще хвастался пред другими братьями-священниками поющим дьяконом и шьющей облачения матушкой.А мы были рады жить вместе и трудится с близкими по духу и образу жизни ,людьми.... Я ужасно заболеваю и попадаю в больницу, на два месяца и не в Плесе, а у родителей в военном городке......Все вверх дном. Мечта остаться дьяконом в Плесе исчезает, как туман..... Максим, понимая, что ослушался настоятельной просьбы владыки,едет в епархию и падает в ноги архипастырю. " Владыко, простите. Делайте со мной что хотите"

"КАК МЫ С БАТЮШКОЙ ПОПАЛИ В ЕЛНАТЬ. "

" Рукоположил диакона Максима в сан священника владыка Амвросий и тут же направил нас с батюшкой в Комсомольск. Едем мы из полюбившегося Золотого Плеса ( дело было осенью), полные героического смирения в советский обшарпанный городок. Только двухэтажный храм умиляет, да очень неравнодушно-добродушный батюшка отец Владимир.. Поселил настоятель нас в трехкомнатной квартире, где была горячая вода, а за холодной надо было идти на колонку. В одной комнате мы сушили белье и мылись в детской ванночке , в другой сделали гардеробную-кладовку, ну а в третьей устроили свое гнездо с иконами, аналоем и кучей книг. Я была счастлива опять обустраивать жилище. Поначалу переживала, что из Плеса уехать пришлось, скучала по милому провинциальному городку, а потом..... сухие букетики, гравюрки на стену, занавесочки. Так мне нравилось из ничего созидать дом. Недаром моей любимой книгой была "Таинственный остров" Жуль Верна....Батюшка служит, отпевает, соборует, старушки-прихожанки умиляются, я пытаюсь читать и петь на клиросе (благо в Тейковском храме немного научилась этому новому для меня делу )...............Но вдруг отец Владимир говорит отцу Максиму: " Чтой то ты, батюшка, и не крестил у меня ни разу никого ?" ( народу в те годы тьма крестилось). Отец Максим рад, да только одно условие у настоятеля, крестить всех " в чем мама родила", так де "старец" благословил. Батюшка мой молоденький переживает, мучается, нет у него смелости сказать тетенькам, да и молодым людям , мол раздевайтесь, здесь стеснятся некого. Так и ездил на отпевания на поезде в деревни соседские и соборовал в раковом корпусе, лишь бы не крестить.... Тут мать Илария, что клиросом уп управляет, узнает что я немного "пою" и читаю. Говорит, " я монахиня , должна молиться в храме, а клиросом пусть управляет новая матушка".... Я дома лью слезы и не сплю ночами, знаю что " не по Сеньке шапка", но гласы учу.... Скоро о. Владимир прознал, что я училище худ. закончила, и почему-то решает , что я смогу расписать храм, благословляет широким крестом, да еще и книгу с росписями для изучения дает.... Я еще не сплю две недели и со слезами на глазах листаю этот красочный альбом..... Отец Максим смирялся, смирялся, так и поехал к владыке Амвросию на исповедь и совета спросить , что делать, чтобы не делать так, как просит отец Владимир. Владыка внимательно выслушал и сказал, глубоким удивительно мягким голосом: " А езжай ка ты, Максимушка, в Елнать служить. Там ХРАМ-БАРИН.... В коридорчике на стенке карта висит, езжай, посмотри" . Остолбеневший отец Максим выходит, ищет на карте Елнать, понимает, что это совсем противоположный угол епархии, но рядом Волга ( как мы мечтали ). Тут его ловит отец Нестор из Жарков, который перед нами просил у владыки в Елнатский храм молодого священника и обязательно с матушкой"

« Зима 1997 года» 

...Арх. Амвросий очень добрый человек, даже слишком. Он батюшек наших видел раз в полгода, так как мы живем далече от центра. Но называл их Андрюшенька и Максимушка. И всегда спрашивал, не бедствуем ли, как матушки, детки. И не просто спрашивал, мог даже денег дать на обратную дорогу. Помню,  он заехал к нам в году эдак 1997 (рядом храм открывался) сел на лавочку, а у меня ноги со страху не двигаются, чтобы чай подать, да и Ксеня наша лет двух, спряталась и ревет за дверью, в щелочку смотрит. Владыка говорит, не надо чай матушка, меня щами мясными накормили в деревне ( а ведь он не ест мясо, смирялся, чтоб тетенек не обидеть) и глядя на дверь, прочитал все стихотворение Агнии Барто "Ганя -ревушка", вставляя имя Ксеня. Ксенька, помню, замолчала и вышла к владыке, смотрит на него огромными голубыми глазами, он ее в макушку поцеловал.


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Ваше мнение?