четверг, 29 декабря 2016 г.

       ХРАМ РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
  с. ЖАРКИ

Продолжаем публиковать материалы Бухаровой Натальи Евгеньевны
 (матушки Натальи).

 

 Сейчас приходские храмы остаются без своих деревень. Деревни исчезают неотвратимо. Таких, какими мы их ещё помним, - таких больше не будет.  Пустые  зарастающие деревьями поля, не мелькают «белые платочки», не торопятся в храм эти труженицы и молитвенницы, не подают записочки за своих усопших воинов – мужей да сыновей, да братьев дорогих. Сколько их видел Жарковский храм, сколько слёз их видела Казанская, сколько просьб слышали эти удивительные, сострадающие людям лики. 


Но  и сейчас наш храм не пуст, и это удивительно, ведь уже несколько лет, как  действует вновь Воскресенский Ёлнатский храм (он огромный), и наш благочинный прот. О.Максим делает всё для восстановления его благолепия. Вновь действует и храм в Каменниках.
 Старое поколение ушло, деревни исчезли, но храмы  живые. При нашем храме -  община, появились «приезжане». Конечно, старое поколение – это были «воины», а мы, скорее, «хромые, слепые и убогие с перекрестьев дорог», но «возлюбивший Господа в те последние времена, поднимется выше отец наших». Одинаковую награду Господь даёт  и тем, кто позже всех пришёл на Его ниву, и тем, кто трудился от начала. 
Бабушки говорили: «Казанская управит».   Просили и благодарили, просили и благодарили. «Не отступи! Помоги! Управь!» . Вот потому такой  храм и «намоленный». Старенькая бабушка Катя слёзно молилась Архангелу Михаилу перед иконой в храме на коленках. Обращалась к нему так, будто он рядом стоит. «Он на Небо проводит» - говорила она. И такую «притчу» рассказывала: «Сатана против Бога выступил и говорит – я человека Твоего погублю. А Бог ему и отвечает – нет, тебя архангел Михаил поборет, а человека я прощу». 
Бабушка Катя умерла 27 мая, когда были ещё пасхальные дни.  И пели ей пасхальные песнопения. А тётя Клава Рыжова из Устинихи, с большой завистью гладя на бабушку Катю, говорила: «Умеют же устроиться, ведь на Пасху померла!».  «По понятиям» надо перед смертью полежать, посохнуть, а тогда уж и в путь… Да под праздник… А тут на саму-то Пасху! Как не позавидовать.  
Тётя Шура Муравьёва однажды прибежала утром на «крылос» в волнении необычном и говорит: «Мне голос был. Молись, -говорит, - Шура! Молись! Старческую и детскую молитву Господь слышит!» 


Надо ещё и про Мишеньку Прозорливого (Голубева) рассказать. И про Сашу Эфинского и про матушку Секлетию и про старую девицу Наталью из Дулепино, что в Дорковской стороне, как возилась она с ребёночком у Анны Муравьёвой, а когда состарилась совсем, ушла, чтобы обузой не быть, как ни уговаривали остаться. И про слепую Татьяну, что  сидела всегда с палочкой у дверей, где Иверская, всю службу наизусть знала. И про Надежду Васильевну Сырину, которая печи в храме топила и сторожила, и про Клавдию Оплечину из Махлова, старосту,  Ивана Ефимовича, Василия Андреевича – что на «крылосе». И про тётю Капу Шабалину с таким красивым смешливым лицом, которая угощая нас огромными блинами из русской печи и вспоминая своё детство,  иначе как «дурой» себя не именовала, а теперь так же, улыбаясь, носит на костылях своё  грузное тело в храм, поминает  мужа, сына… 
Ещё надо и про батюшек: о.Леонида  ( Зверев), старенький уже был, «хороший какой!», один жил в сторожке, в дальней комнате, книги давал, заболел, в Юрьевец его сестра увезла. 
Тётя Аня Муравьёва вспоминала, что в Жарки попала по распределению ветеринаром в 1949 году. Тогда уже о.Леонид служил. Анна приходила иной раз прибираться к батюшке. Прибирётся, а он её маленько кагорчиком угостит – для утешения. Это сейчас всё есть, а тогда мало чего было.
С 1953 года был о.Павел. Про него  много рассказывали и вспоминали его с любовью. Простой он был. Людей привечал, на рыбалку ходил. А народу было тогда немало. 9 колхозов вокруг. В Гари – колхоз, в Башарино, в Выползово, в Хохонино – свиноферма и т.д. Всё «звенело». Скот пасли даже в лесу. Давали «дачи» - участок в лесу. Света тогда ещё не было, только в 60-ые годы протянули.  О.Павел сам всё делал. «Я такой же, как и все, - говорил. – Это на службе я другой». Кто-то вспоминал, как о.Павел ему по математике в школе помогал.  Он и выпить мог с людьми, но в храме выпившим его никогда не видели. Лазил сам по лестнице отбивать в било часы. Колокола были запрещены. Он упал с этой лестницы. Лестницу снизу никто не держал, она поехала и ещё сверху на батюшку-то и упала. Повредил он позвоночник и через несколько дней умер в Юрьевецкой больнице. В Юрьевце и похоронен.
И про Мишеньку прозорливого, который многим «всю жизнь» предсказал и могилка которого за алтарной частью храма.
Ещё надо рассказать и про о.Давида, и про о. Амвросия (Юрасова), и про убиенного иеромонаха Нестора (Савчука), и про то, как шесть раз храм грабили.  И про Серёжу Бурду, как он нам храм расписывал.  Но это уже в следующий раз.
 И ведь правда – «в рёбрах» храм.
_________________________________________________________________________________

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Ваше мнение?