среда, 30 ноября 2016 г.


ХРАМ РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
с. ЖАРКИ

  Я хочу быть святым,
  Как земля неотступно желает
  Быть опять обитаемым Раем,
  Как вода, став ручьём  и рекой,
  Этот склон, эту гору не покидает.

  Я хочу быть святым,
  Как тропинки, заросшие травами,
  До конца остаются дорогами к храму,
  Как последние дети в последнюю полночь
  Помышляют наутро проснуться рано.

  Как опять на закатном просторе,
  Птичий клик, непреклонно сзывающий в стаю,
  От грядущей зимы клин отчётливо строит,
  Хотя видно – их трое осталось…
  Я две тысячи лет, как уже неразлучен с Тобою.
                                                               (Протоиерей Виктор Салтыков, с.Жарки)




Что такое Жарки? Для меня Жарки - это пароль. А еще - это кусок России, настоящей, живой и такой родной. Жарки - это событие и жизнь "вопреки"и "для". И если кто-то скажет: "Я был в Жарках, там нечего делать,"- я просто не смогу общаться с этим человеком. Жарки - это лакмусовая бумага. Если вы побывали в Жарках и не изменились внутренне, если вы побывали в Жарках и не захотели вновь туда вернуться, если вы побывали в Жарках и до сих пор не пишете стихов,  мне вас жаль...



А еще в Жарках живут удивительные люди - чистые , светлые, искренние. Наталья Евгеньевна Бухарова (матушка Наталья) - спутница и верная помощница отца Виктора, педагог от Бога, краевед и собиратель истории родного края, искусстный рассказчик. Матушка Наталья поделилась с нами своими материалами. Это уникальные исследования, зарисовки и воспоминания очевидцев. Мы приступаем к публикации ее материалов.


ХРАМ РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
с. ЖАРКИ,  (Юрьевецкого р-на, Ивановской обл.)
                                                                                                Наталья Евгеньевна Бухарова

Храм Рождества Пресвятой Богородицы с.Жарки существует более двухсот лет. К сожалению, документы, касающиеся истории храма пропали.  До революции 1917 года  храм относился к Костромской епархии, и там во время большого пожара сгорело множество документов, в том числе и документы храма в Жарках. 
Существует устное предание о том, как возник храм. Речка Пажик, приток реки Ёлнати (Ёлнать приток Волги), на высоком правом берегу которой стоит храм,  была небольшим ручейком, который можно было перейти вброд. Лесов было много больше, чем теперь - места эти считаются уже таёжной зоной. Были прекрасные заливные луга в районе сегодняшних Жарков. Какие именно были поселения, в точности сказать трудно. Скорее всего, было их достаточно и, возможно, что были именно те, которые исчезли теперь на наших глазах: Гарь, Яблоново, Усово, Башарино. Очевидно, были и Жарки, но не как село, а как деревня. Ведь ближайшие церкви – большие, прекрасные находились от Жарков в досягаемых пределах.
Воскресенская церковь в с.Ёлнать  на расстоянии 7-и километров. Это была почитаемая церковь. Известна тем, что в ней в 17-ом веке несколько лет подвизался святой Симон блаженный, которого  обнаружили  неподалёку в лесах и привели в Ёлнатскую Церковь. Кстати, село Ёлнать именовалось Никола-Ёлнать, по имени святителя Николая Чудотворца. В том месте, где нашли блаженного Симона, до сих пор есть ключик. Место, с одной стороны пологое, тенистое,  с тихой светлой речкой, с другой – укрытое крутой горкой, до сих пор любимо народом, поток людей, идущих к источнику, не прекращается.  Впоследствии из Ёлнати Симон блаженный ушёл в Юрьевец, где многие были свидетелями его чудес (хождение по водам, тушение пожара),  и где он отошёл ко Господу после того, как был жестоко избит по приказанию местного воеводы (воевода потом сильно раскаялся и сам хоронил Симона блаженного). Его мощи хранятся под спудом в церкви Вознесения г.Юрьевца. Память Симона блаженного 23 мая.
На противоположном от Жарков берегу реки Ёлнать находилась и  церковь в Каменниках. Это тоже была большая церковь на красивом возвышенном месте. Звон колоколов Каменниковской церкви был слышен очень далеко.  Народ ездил на лошадях, плавал на лодках, да и пешком ходить были все мастера, пространства все были живые и освоенные, и всё было «под руками» - привычно. Казалось бы, не было особых причин, чтобы воздвигать ещё одну церковь в Жарках и  притом тоже весьма не маленькую. Что же побудило людей к строительству?
Ведь церковь ни с того, ни с сего не строится. Строительство церкви – это особый такой образ «взаимообщения»  людей и Бога. Это либо какое-то чувство благодарности одного человека или многих людей за помощь, за излечение от болезни, за спасение, за победу в  сражении, либо какой-то знак, который человек воспринимает, как милость особую, как указание построить  церковь во славу Божью. Часто таким знаком бывали явленные иконы. Мы помним, как князь Андрей Боголюбский вёз на конях икону  Пресвятой Богородицы, и вдруг кони встали и, как их не погоняли, не могли сдвинуться с места. И  князю Андрею  в молитве открылось, что сама Пресвятая Богородица выбрала это место для своего храма. Так был построен храм для иконы Владимирской Божией Матери.  Иногда иконы являлись сами, как некогда на дереве явилась икона Тихвинской Божией Матери, и храм был построен в честь её явления на этом месте. Таким образом икона приходит как защитница народа в местах, которые могут подвергнуться опасности, нападениям.
Так же в Жарках была явлена икона Казанской Божией Матери, которая и по сей день находится в Жарковской церкви.  По карте 17-го века видно, что в этих районах тогда  было в основном татарское население. А как мы знаем, впервые икона Казанской Божией Матери была обретена во граде Казани, после покорения Иваном Грозным Казанского ханства. Это было, конечно, произволением Пресвятой Богородицы к просвещению этих языческих мест Светом Истины. Так же можно объяснить  и великую милость явления Казанской иконы в наших местах. Возможно, это произошло  по молитвам каких-то святых угодников, имена которых нам неизвестны. О том, что такие угодники были, говорит и то, например, что в наших местах совершенно не водятся ядовитые змеи. И  старые люди  говорили, что  ядовитые змеи ушли из этих мест по молитвам одного старца.  И даже в наше время мы ещё застали в районе Жарков людей практически святой жизни, но об этом чуть позже.


А фактически дело произошло следующим образом.  Во время сенокоса люди увидели в густой траве икону. Это была икона Казанской Божией Матери, довольно больших размеров. Икону взяли, чтобы отнести её в Каменниковскую церковь. Но  когда стали подходить к речке, то нёсшие икону люди начинали слепнуть. И люди быстро поняли, что это не случайность, что  Пресвятая Богородица не хочет покидать этих мест, а желает остаться именно здесь. Тогда  сразу построили часовню и икону поместили в эту часовню на Жарковском холме и, видимо, дали обет возвести на этом месте впоследствии храм.
Конечно, очень бы хотелось нам знать, в каком году начали строить храм, сколько времени шло строительство, кто пожертвовал средства на строительство, кто были первыми его священниками, но, увы, вряд ли теперь это возможно узнать. Точно известно только, что храму более двухсот лет, то есть время его строительства пришлось, скорее всего, на конец 18-ого или начало 19 -ого века.  Деньги на строительство собирал народ – это было в обычае при строительстве храмов. Наверное, были и особые жертвователи. Во многих храмах сохранились или восстановлены памятные  по - фамильные списки этих людей. (В частности, такой список есть на стене  храма Свято-Введенского монастыря в Иваново). От старых людей мы также слышали, что кирпичи делались рядом,  в Павлово, где есть хороший песок и глина и неподалёку вода. Скорее всего, там соорудили  небольшой кирпичный завод. В те времена кирпичных заводов было много, кирпичное производство развивалось хорошо, было востребовано. И кирпичи были отличного качества. А возможно привозились они из Юрьевца. Кирпичный завод там дожил до дней перестройки.
 Проект храма, как сейчас бы сказали - «типовой», без каких-либо архитектурных «излишеств».  По своему внешнему виду  наша церковь напоминает корабль. Это один из символов построения церкви. Церковь есть корабль спасения в бушующем житейском море. Есть церкви,  построенные в виде креста, есть в виде круга (символ бесконечности). То есть уже при строении самого здания храма присутствует определённая символика.  Но всякая церковь – это «небо на земле». Когда послы князя Владимира «Красное Солнышко» вернулись из Константинополя, из храма Святой Софии, что означает «Премудрость Божия», то они были настолько поражены увиденным и услышанным, что так и сказали князю – «не знаем, где мы были, на небе или на земле». Да и сейчас, даже неверующий человек, попадая в храм, не может не чувствовать нечто совершенно особое, необъяснимое, чего он не встречает в суетливой обычной жизни.
Жарковский храм не маленький.  Входим в притвор, над притвором – колокольня в три уровня.  Затем зимнее помещение храма с двумя приделами, летнее – большое,  и центральная  алтарная часть.  Алтарь, как известно, всегда обращён на восток – это тоже символично. Как  солнце встаёт на востоке, так и «Солнце Правды», Христос – «воссиял с высоты Востока», пришёл от «горнего мира в дольний», к «темному западу, естеству нашему».  Это и есть «небо на земле». 
Зимняя часть сельского храма  невысока,  отапливалась печами. На пол бабушки вывязывали круглые половички, чтобы ногам было потеплее  и чтобы на коленях  постоять -  пол у нас в  зимнем  из старинных чугунных плит -  и с благодарностью  вспоминали  сторожиху  храма, которая  ночью топила печи, а утром было тепло и чисто. 
Летняя часть храма светла, высока, с большими окнами в два яруса,  по три окна в каждом,  и ночью, вместе с освещёнными проёмами колокольни,  храм, стоящий на горе,  действительно напоминает огромный  сказочный корабль, плывущий в звёздном небе. К концу литургии через южные верхние окна  и через  узкие окошки  купола входят столпы света, заполняя весь храм радостной солнечной дымкой. По детской привычке всегда хочется сунуть руку в этот светящийся поток и увидеть, что в руку его не возьмёшь.
  Между  зимним и летним  помещениями  -  двойные  двери. Двойные - потому, что  воздушная преграда задерживает тепло.  Сделаны  они аркой с верхней узорной стеклянной частью, чтобы и красиво было и светло, и простор сохранялся.  Летом  обе двери снимают и убирают, и сразу от входа  видна вся  глубина большого храма до центрального алтаря. 
  Удивляешься, как делалось всё  просто и продумано, и всегда красиво.   Чувство гармонии, соразмерности, цвета, пространства  было   у этих,  глубоко провинциальных  строителей и благоукрасителей  - безукоризненным.   А может,  благодаря именно  тому, что они  такие глубоко провинциальные – сокровенные – так всё  живо и чудно. А может, и провинции у верующих нет…  «Где литургия – там и центр Земли».  Где Бог – там и чудо.
 Купол храма венчают  пять глав –  одна  в центре и четыре поменьше по краям.  Пять глав  символизируют Господа Иисуса Христа и Его четырёх евангелистов – Матфея, Марка, Луку и Иоанна. Ещё две главки расположены над  двумя приделами в зимнем помещении.  Правый придел - в честь  иконы Казанской Божией Матери,  левый – в честь Николая Чудотворца.  А центральный  престол освящён в честь праздника Рождества Пресвятой Богородицы.  Судя по тому, что сохранилось и по воспоминаниям, храм был нарядный, прекрасно украшен. Но самое главное, что  все чувствуют и сейчас, храм, как говорят, - «намоленный».  Тёплый – не только своими печами.
Храмы строятся на долгие времена – на века, но, как и люди, они претерпевают все соприкосновения с конкретным временем.  Как живые люди, они подвергались унижениям и уничтожениям.  И снова сияла на них слава Божия и любовь людская.
Жарковский храм в отличие от многих, в том числе и Ёлнатского, и Каменниковского,  Чуркинского и Дорковского ( этот всего в четырёх км от Жарков, через лес),  не был во время последних гонений разрушен или осквернён. Закрытым он оставался около двух лет, с 1939 по 1942, в нём хранили зерно. Приходили Костяевские  и Махловские  «активисты» ( бабушки вспоминали некоего Швечикова, который  звал идти в Жарки  «поповский улей разорять»), сняли колокола, сбросили, но небольшие три уцелели.   Мы приехали в Жарки в 1990 году, на берёзе перед храмом  висел один из уцелевших колоколов, и бабушка Катя всегда звонила в этот небольшой звучный  колокол, когда провожали кого-то в последний путь. Иконы хранили  по домам.  Бабушки говорили, что это Казанская всё «управила»,  не допустила погибели храма.  Может быть, потому  и явилась.
Как только храм закрыли, пошли три женщины ходоками к Калинину, «всероссийскому старосте», за храм хлопотать. Пешком пошли. Ведь поезда и теперь ходят только до Кинешмы, а от Жарков до Кинешмы километров 70, а до Москвы – 450. Пока ходили, и постановление вышло – храмы открывать, священников из ссылок возвращать.  Мало уже оставалось  и храмов, и священников. А бабушки, тогда ещё не вдовые и не такие старенькие молились: «Казанская, не отступи!»… Нам и не представить, какая  была молитва,  и какое  было время.
Когда храм открыли, иконы снова вернули и ещё принесли. Ведь по-всякому бывало. Нашли икону, которую кто-то вместо двери к курятнику прибил.  Чудным образом спасли прекрасную икону Иверской Божией Матери  1906 года Афонского письма.  Сейчас она у нас в храме, а была, как рассказали в Камениках.  Едва успели увезти в санях и спрятали. Икона большая, такая же, как Казанская.  А вот Казанскую, похоже, так  из храма и не выносили.  Жаль, что поподробнее  теперь уже не узнать всего.  Бабушка  чья-то  рассказывала, что иконы были свалены в одном приделе, а зерно хранили в другом.
                                                                                                                         Продолжение следует.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Ваше мнение?