среда, 30 марта 2016 г.


Епископы Кинешемские, викарные Костромской епархии 

(к 150-летию Кинешемского викариатства)


Епископ Кинешемский  ВЕНИАМИН (Платонов Василий Николаевич) с  09.04.1883 по  13.06.1905 .



Епископ Кинешемский Вениамин (Платонов Василий Николаевич) родился в 1817году в  Курской  губернии в семье   священника о.Николая Платонова, в мире носил имя Василия. В 1841 г. Василий Николаевич Платонов с отличием окончил Курскую духовную семинарию, в 1841-1845 гг. учился в Киевской духовной академии, обучение в которой завершил по 1-му разряду. В январе 1846 г. удостоен степени магистра богословия.



 Службу Василий Николаевич начал с должности помощника ректора по учебной части, т.е. преподавателя богословских наук в родной ему Курской семинарии, был назначен на эту должность определением Духовно-учебного Управления от 24\29 сентября 1845 года. Будучи профессором Курской семинарии в  июне 1848 г. принял монашеский постриг с именем Вениамин, а  в августе того же года инок Вениамин  рукоположен был сначала во иеродиакона, через несколько дней - во иеромонаха. В декабре  1851 г. профессор Курской духовной семинарии иеромонах Вениамин Платонов, определением Священного Синода перемещен в Литовскую духовную семинарию (в Вильно)  на должность инспектора и  профессора по классу логики,  психологии и латинского языка. Здесь о. Вениамин,  в январе 1856 г., по определению Св.Синода, за отлично-усердную службу, возведен в сан архимандрита, с присвоением ему лично степени настоятеля третьеклассного монастыря. 4 дек. 1859 г. отец архимандрит Вениамин перемещен Св.Синодом  на должность инспектора и профессора богословских наук в Казанскую духовную академию.
По воспоминаниям П. В. Знаменского, ученика Вениамина (Платонова), «характер его лекций был диалектический, с заметным преобладанием полемического элемента, направленного как против инославных учений католиков и протестантов, так и против сильно распространявшихся в то время модных учений материализма». Вениамин (Платонов)  «был человек весьма добрый и уступчивый, жил уединенно, занимаясь своими кабинетными делами, и не любил встревать в тревожные дела академической администрации, даже по своей инспекторской должности». Весной 1861 г., во время освобождения крестьян от крепостной зависимости, в с. Бездна Спасского уезда Казанской губернии произошли массовые выступления жителей, завершившиеся тем, что 12 апреля войска расстреляли толпу крестьян. 16 апреля большая группа студентов Казанского университета и Духовной академии отслужила в Куртинской церкви во имя Ярославских чудотворцев — святых благоверных князей Феодора, Давида и Константина на Арском кладбище, главном кладбища города панихиду по убитым, по ее окончании перед собравшимися выступил проф. Казанской духовной академии А. П. Щапов. «Куртинская панихида» получила всероссийский резонанс. Многие студенты духовной академии были арестованы и исключены из учебных заведений, Щапова сослали в Сибирь. Вениамин (Платонов), в качестве инспектора отвечавший за дисциплину и порядок в академии, также был подвергнут административному взысканию.
В мае 1864 г. о. Вениамина перевели в Харьков на должность ректора и профессора богословских наук в Харьковскую духовную семинарию  и назначили настоятелем Старо-Харьковского Преображенского монастыря. В то же время, на основании устава духовных консисторий, он должен был вступить в исполнение обязанностей члена Харьковской духовной консистории. Должность настоятеля монастыря и члена консистории о. Вениамин в 1867 году должен был оставить, по силе требований нового устава духовной семинарии, Высочайше утвержденного 14 мая 1867 года. Но в должности ректора и преподавателя Харьковской семинарии он пробыл по июнь месяц 1872 года.  24 июня 1872 г. Высочайше утвержден был всеподданнейший доклад  Св. Синода о бытии ректору Харьковской духовной семинарии, архимандриту Вениамину епископом Сумским, викарием Харьковской епархии. Хиротония состоялась 30 июля 1872 г. в Исаакиевском соборе С.-Петербурга. С 1876 года епископ Вениамин  был председателем вновь открытого комитета Православного миссионерского общества в Харькове. Епископом Сумским Преосвященный состоял до 9 апреля 1883 года.
С 9 апреля 1883 г. владыка Вениамин был назначен епископом Кинешемским, викарием Костромской епархии.
За служебные отличия Владыка Вениамин имел ордена: св. Владимира 2-й и 3-й степени; кресты: магистерский, наперсный в память войны 1853-1856 гг.. Орден св. Владимира 2-й степени Преосвященный получил за свою отлично-усердную пятидесятилетнюю службу перед своим юбилейным торжеством.
Он приехал в Кострому в преклонном возрасте, страдая многими болезнями, но именно там окончательно раскрылся его дар духовничества и старчества. Через несколько лет епископ, живший постоянно в Костромском Ипатьевском Свято-Троицком мужском монастыре (резиденции правящих и викарных Костромских архиереев), приобрел славу молитвенника и старца, имеющего дар прозорливости. Владыка также являлся настоятелем Игрицкого Песошинского монастыря, расположенного неподалеку от Костромы. Простой народ шел к нему толпами Костромской епископ Виссарион в течении многих лет бывший епархиальным архиереем владыки Вениамина говорил о нем: «Наша первая обязанность – есть обязанность учительства и духовного руководствования. Вы, по телесным своим немощам не имеете возможности учить в храме, зато Вы учите здесь, в своих келлиях. Вы воздвигли для себя кафедру духовного учителя, и эта кафедра осаждается целыми толпами жаждущих духовного наставления, обличения, вразумления, утешения и ободрения.


В Костромской епархии и в ближайших к Костроме местностях Ярославской епархии Преосвященнейший Вениамин пользовался славою благопоспешного молитвенника и благосоветливого старца. Многие искали его молитв и благого совета, наставления, утешения, одобрения: духовные и миряне, горожане разных слоев общества и поселяне-простолюдины. Люди раскрывали перед ним свои духовные язвы, умоляя о их уврачевании.
За советом, утешением и духовным назиданием к нему непрерывно шло множество людей из Костромской и Ярославской губерний, его называли «вторым отцом Иоанном Кронштадтским», а также «Воробушко», за его малый рост и щуплое телосложение.
Простолюдины так и величали его другим батюшкой Иоанном, владыкою святым; понимая последний эпитет не в смысле только владыки духовного, освященного высшей благодатью священства, преосвященного, но и в собственном смысле святого праведника».
В сентябре 1895 года в Костроме распространился слух, что Преосвященный Вениамин тяжко болен. Преосвященный, действительно, недели за две до своего юбилейного торжества заболел и нелегко (воспалением легких), но ко времени юбилейного торжества оправился от болезни настолько, что 29 сентября смог, хотя и с трудом, отслужить божественную литургию и после оной благодарственное Господу Богу молебствие в Ипатиевском монастыре, в храме святых Хрисанфа и Дарии, и сделал прием в своих покоях желавщих приветствовать его с знаменательным днем его служения. Сослужили в тот день Преосвященному священноиноки монастыря Ипатиевсого, депутаты от Кинешемского духовенства – протоиерей Н.Г.Клиентов и священник И.Николаевский.
В г. Костроме, с вечера на 29 сентября, в кафедральном Успенском соборе, в домовых церквах при духовной семинарии и духовном училище, в Богоявленском женском монастыре и во всех приходских храмах, согласно указу консистории от 20 сентября 1895 г., были совершены праздничные бдения преподобному Кириаку отшельнику, а 29 сентября в первой половине дня литургии и после них благодарственные молебны о здравии Его Преосвященства. В кафедральном Успенском соборе божественную литургию священнодействовал сам Владыка Костромской, Преосвященный Виссарион.После литургии он же, в сослужении соборного и приходского духовенства, совершил благодарственное Господу молебствие о здравии и долгоденствии своего сотрудника – юбиляра, завершив молебным пением многолетия Государю Императору, Государыням Императрицам, Наследнику Цесаревичу и всему Царствующему дому, Св. Синоду, Преосвящщенному Виссариону и Преосвященному Вениамину.
После литургии в кафедральном соборе, начали собираться в покоях Преосвященного Владыки Виссариона желавшие лично приветствовать Преосвященного юбиляра. К часу пополудни здесь собрались: духовенство Костромского кафедрального собора и Костромское приходское духовенство с кафедральным протоиереем И.Г.Поспеловым во главе, служащие в Костромских духовно-учебных заведениях во главе с отцом ректором семинарии архимандритом Менандром, депутаты от духовенства г.Кинешмы: протоиерей Н.Г.Клиентов и священник И.Николаевский, депутат от Кингешемского духовного училища, помощник смотрителя сего училища Д.Д.Целиков, представители Костромского городского общества: заместитель городского головы Илья Иванович Сапожников и член управы Николай Зимин, представитель Кинешемского городского общества городской голова Иван Леонтьевич Душин, депутаты от Вичугских единоверцев Александр Федорович Морокин и Иван Александрович Миндовский, настоятельница Кинешемской Вознесенской общины монахиня Антония, посланный от настоятеля и братии Чухломского Авраамиева монастыря иеромонах Пахомий и другие. Во главе этого собрания стал сам Костромской Архипастырь, Владыка Виссарион и в час пополудни повел его в покои своего помощника – юбиляра. Преосвященный юбиляр встретил собрание в своем приемном зале, украшенный знаками ордена св. Владимира 2-й степени, переданными ему за несколько дней до торжества, и золотым наперсным крестом, поднесенным от Кинешемского духовенства накануне торжества. Владыка Виссарион, приветствуя юбиляра с торжеством от себя лично, благодарил его за сотрудничество в прямом деле архипастрырском.
«Наша первая обязанность,- так говорил Владыка, - есть обязанность учительства и духовного руководствования. Вы, по телесным своим немощам, не имеете возможности учить в храме, зато Вы учите в своем доме: Здесь в своих келлиях, Вы  воздвигли для себя кафедру духовного учителя, и эта кафедра осаждается целыми толпами жаждущих духовного наставления, обличения, вразумления, утешения и ободрения. С этой стороны Вы восполняете мой недостаток, ибо внебогослужебными собеседованиями я занимаюсь гораздо меньше, чем Вы».
Это публичное признание самим Костромским Архипастырем несомненных и великих заслуг своего помощни ка глубоко тронуло всех присутствующих, а самого юбиляра несколько смутило…В дар юбиляру Владыка Виссарион преподнес образ Пресвятой Троицы – храмового праздника Ипатиевской обители.

В 1898 году Владыка Вениамин  стал почетным членом Казанской духовной академии. В Костромской епархии была учреждена стипендия имени епископа Вениамина для бедных учеников Костромской духовной семинарии и других духовных учебных заведений.
С 1902 г. В. по состоянию здоровья уже почти не выходил из своих покоев, но, как и всегда, к нему шли люди, особенно много во время начавшейся в 1904 г. русско-японской войны.


За заслуги перед Отечеством и Церковью Преосвященный Вениамин был награжден Императорским орденом св. Анны I степени и высшим золотым крестом Палестинского общества.
  Почетный член и первый председатель Костромского отделения Императорского Православного Палестинского общества викарий Костромской епархии, епископ Кинешемский Вениамин (Платонов, возглавлял Костромское отделение ИППО с 1898-1905гг.).
Скончался Владыка Вениамин 13 июня 1905 года. 17 июня  тело епископа Вениамина было погребено на указанном им месте в Никольском приделе находящейся рядом с Ипатьевским монастырем в Иоанно-Богословской церкви во имя св. ап. Иоанна Богослова в Ипатьевской слободе. Могила епископа Вениамина вплоть до закрытия церкви в 1949 г. почиталась жителями Костромы и окрестных селений. При реставрации храма в кон. 50-х гг. Никольский придел, возведенный в нач. XX в., был разобран и могила епископа оказалась вне храма. В 90-х гг., после возобновления богослужений в Иоанно-Богословском храме, сохранившаяся надгробная плита с места погребения Владыки была установлена в трапезной части церкви.






Труды Преосвященного Вениамина:

Христос — свет для сокровенной глубины душ человеческих. // Православный собеседник. 1861, I.
Вопрос о вере. // Православный собеседник. 1861, II.
О необходимости христианину испытывать дух учений, предлагаемый разными вероучителями. // Православный собеседник. 1861, II.
Светлая сторона смерти, примечаемая взорам веры. // Православный собеседник. 1862, I.
Несостоятельность рационализма в мнимой религии естественной. // Православный собеседник. 1862, II.
Богопознание. // Православный собеседник. 1862.
Любовь Божия, привлекаемая мудростью. // Православный собеседник. 1862.
Необходимость благодати, находящейся в Церкви, для охранения истины веры и поддержания в людях чистой нравственности. // Православный собеседник. 1862.
Разум христианский. // Православный собеседник. 1862.
Дух евангельской заповеди о прощении обид. // Православный собеседник. 1862.
Возможна ли нравственность без догматов веры. // Православный собеседник. 1862.
Истинное достоинство человека. // Православный собеседник. 1863.
Основная истина христианства и коренное заблуждение неверующего разума. // Православный собеседник. 1863, I—II.
Русский раскол пред судом истины и Церкви. // Православный собеседник. 1864, I—III.
Собрание слов и размышлений Епископа Вениамина (Бывшего ректора Харьковской семинарии).- Кострома, 1908;


















Комментариев нет:

Отправить комментарий

Ваше мнение?