пятница, 8 апреля 2016 г.


Где просто, там Ангелов до ста…


«…миру явилась едва ли не лучшая (и уж точно самая цельная и стройная) книга Тимура Кибирова… Ее одной хватило бы на оправдание современной словесности» 
                                                                             Андрей Немзер 


     Действительно, «Песенки и потешки» — одно из самых оригинальных, своеобразных, мощных да и просто — прекрасных поэтических достижений последних лет. И, как убедится читатель, — одно из самых живых и аутентичных христианских высказываний.




 Просто приведем одно из стихотворений этого сборника:

Их-то Господь — вон какой!
Он-то и впрямь настоящий герой!
Без страха и трепета в смертный бой
Ведет за собой правоверных строй!
И меч полумесяцем над головой,
И конь его мчит стрелой!
А наш-то, наш-то — гляди, сынок —
А наш-то на ослике — цок да цок —
Навстречу смерти своей.

А у тех-то Господь — он вон какой!
Он-то и впрямь дарует покой,
Дарует-вкушает вечный покой
Среди свистопляски мирской!
На страсти-мордасти махнув рукой,
В позе лотоса он осенен тишиной,
Осиян пустотой святой.
А наш-то, наш-то — увы, сынок, —
А наш-то на ослике — цок да цок —
Навстречу смерти своей.

А у этих Господь — ого-го какой!
Он-то и впрямь владыка земной!
Сей мир, сей век, сей мозг головной
Давно под его пятой.
Вкруг трона его веселой гурьбой
— Эван эвоэ! — пляшет род людской.
Быть может, и мы с тобой.
Но наш-то, наш-то — не плачь, сынок, —
Но наш-то на ослике — цок да цок —
Навстречу смерти своей.

На встречу со страшною смертью своей,
На встречу со смертью твоей и моей!
Не плачь, она от Него не уйдет,
Никуда не спрятаться ей!


Тимур Кибиров - один из лучших современных русских поэтов. Его творчество относят к  постмодернизму, соц-арту и концептуализму. Стихам Кибирова свойственны пародия, пересмешничество, скрытое и открытое цитирование, настроение искренности и «детскости». Он умеет писать о христианстве без пафоса, предельно приближая его к нашей реальности. Процитируем несколько мест из его интервью.

«Я не уверен, что являюсь носителем настоящей веры, но совершенно точно, что если говорить дурацкое слово — мировоззрение, то основой мировоззрения может быть только христианство, поскольку все остальное, что я пытался примеривать — «в том совести, в том смысла нет». Христианство — это единственное, что не оскорбляет ни совесть, ни интеллект, ничего. Христианство для меня — итог некоего пути. Просто без этого все теряет смысл. И зачем тогда жить?» «Я сам человек более простодушный и простой, чем большинство моих коллег, и пишу то, что мне самому хотелось бы прочитать. Я пишу не для поэтов, а скорее для инженеров — они поймут, о чем идет речь в большинстве моих стихов. Могут это одобрить, не одобрить — это другой вопрос.

Я уверен, что поэт должен стараться быть максимально понятным. До тех пор пока это стремление к понятности не перейдет в потакание читателю, до тех пор пока он не искажает свои эмоции, своего звука — вот до тех пор он должен доводить, чтобы это было просто и понятно. Современное представление, что простота и примитивность — это синонимы, ошибочно. Это не синонимы, потому что «Мороз и солнце, день чудесный» — стихотворение простое, но гениальное. Ничего лучше я в русской и мировой поэзии не встречал. И оно совсем не просто построено — оно виртуозно написано! Это головокружительная поэзия. Тем не менее прочтите это ребенку — и он все это увидит и поймет. Это для меня идеал стихотворства. А для большинства современных поэтов, стихи — это поздний Мандельштам, неясный никому».

«Я уверен, что писание — это желание что-то передать. Вольно было Пушкину лукавить — я пишу для себя, публикую для денег. Конечно, все это не так. Особенно сейчас: публикуй — не публикуй, денег не будет. Значит, если ты публикуешь, ты к кому-то обращаешься. Обращаться к пятидесяти, ну хорошо, пяти тысячам тех, кто сами пишут или пишут о стихах, мне как-то неинтересно. Если я пишу о том, что мне кажется или важным, или забавным, то это я хочу что-то донести или внушить читателю, а значит, я должен его заинтересовать — вот на, посмотри, вот это интересно, посмотри, дружок».

«Понятно, что в поэзии есть очень много — я не люблю об этом говорить и считаю, что вредно это подчеркивать: очень много таинственного, странноватого, необъяснимого здешним миром. Многое во всей этой музыке нездешнего происхождения. Единственно, очень важно понимать, что нездешнее происхождение не означает происхождение из небесной канцелярии. Это может быть и совсем из других департаментов. И примеров тому немало — что-то написано под диктовку князя мира сего, просто бесов. Конечно, когда я говорю, что поэт — то же самое, что краснодеревщик, это глупость, потому что поэт не всегда может сам объяснить, откуда что взялось. Но различать добро и зло обязан также, как краснодеревщик и все остальные. Никто этой общечеловеческой обязанности ни с каких самых великих и гениальных людей не снимает».

http://predanie.ru/kibirov-timur-yurevich-kibirty-timur/greko-i-rimsko-kafolicheskie-pesenki-i-poteshki/#/description

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Ваше мнение?